Личности (18 ч.)

1. Личность и индивид.

2. Роль социальной среды и наследственности в формировании личности.

3. Идентификация и социализация.

4. Статусно-ролевая структура личности.

5. Участие в деятельности – основа взаимодействия личности с социальной средой.

6. Формирование опыта, потребностей, интересов, ценностных ориентаций.

7. Проблема мотивации к деятельности и интериоризации общественных ценностей.

8. Психофизиологические основы коррекции и саморегуляции.

1. Личность и индивид.

Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в психологии. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется ее определений.

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая её представителем человеческого рода.

Личность - это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.[2, 4, 21, 22, 24, 30]

2. Роль социальной среды и наследственности в формировании личности.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни, оно обусловлено множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относится социальная среда, а именно принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы.

Социальная среда - это своеобразная интеграция трех сред:

· природной среды - общего «фона» общества, который включает в себя: состояние атмосферы, водный компонент, состав поверхности земли, структуру ландшафта, растительный и животный мир, климат, плотность населения;

· среды «второй природы» - модификации природной среды, преобразо-ванной людьми: угодья, дороги, зеленые насаждения, домашние живот-ные, культурные растения;

· «третьей природы» - искусственного мира созданного человеком, не имеющего аналогов в естественном мире: асфальт, бетон городов, пространство жизни и работы, транспорт, технологические объекты, мебель культурно архитектурная среда.

Генетические факторы - это тот род влияния на поведение, который передается от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в обуславливании развития личности. [1, 3, 4, 17, 21, 30]

3. Идентификация и социализация.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представлений психологической науки. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социализация осуществляется через целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные учреждения, ВУЗ, трудовые коллективы и т.п.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) Идентификация – это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющие усваивать разнообразные формы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола.

2) Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (манер, движений, поступков и т.п.).

3) Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.

4) Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого, их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.

5) Конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении. [2, 21, 24, 25, 27, 30]

4. Статусно – ролевая структура личности.

Специфика межличностных отношений и их влияние на людей – их носителей, заключается в том, что они всегда взаимодействуют друг с другом как представители определенных общественных групп – половозрастных, профессиональных, национальных и других. Принадлежность же каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально - нормальным для представителя данной группы - для мужчины, учителя, мужа, отца и т.д.

Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей.

Ролью называетсяожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом человека,т. е. положением человека в социальной иерархии. [2, 19, 21, 30]

5. Участие в деятельности – основа взаимодействия личности с социальной средой.

Социальный мир - это мир, основным способом включения в который, является предметная деятельность. Основная единица предметной деятельности - целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и утилитарно полезное с точки зрения цели и результата. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним» миром - это становление деятельности и развитие человека как субъекта предметной деятельности. [ 2, 4, 21, 30 ]

6. Формирование опыта, потребностей, интересов, ценностных ориентаций.

В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики. С содержательной точки зрения эта линия развития связана, прежде всего, с овладением человеком способами и средствами действий, представленными в совокупном человеческом опыте, культуре, с формированием знаний, умений и навыков, проникновением в культуру, инкультурацией. Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано, в своем исходном пункте, с процессом присвоения индивидуумом неиндивидуального, социального опыта, т. е. интериоризацией способов действий, принадлежащих первоначально другим людям. После завершения периода ученичества освоенные, интериоризованные способы действий включаются в индивидуальную предметную деятельность, экстериоризуются, и далее субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт на основе освоенных способов действий, вырабатывать новые способы и приемы деятельности. [2, 3, 4, 6, 13, 21, 30]

7. Проблема мотивации к деятельности и интериоризации общественных ценностей.

Психические качества формируются в деятельности, но сама деятельность этими качествами не обладает, они принадлежат субъекту. Когда же мы пытаемся постичь деятельность субъекта не со стороны способов ее осуществления, а с точки зрения того, что определяет для человека саму необходимость деятельности, то деятельность выступает как реализация определенного отношения человека к миру. Если рассматривать отношения как мотивы, активные побуждения к соответствующим действиям и поступкам, то их реализация в деятельности (процесс мотивации деятельности) происходит в направлении: мотив - цель – способы действий. Таким образом, чем выше уровень развития человека, как субъекта деятельности, и уровень освоенности и разнообразия способов действия, тем шире его возможности самореализации как личности.

Мотивировать людей – значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. [3, 21, 29, 30]

8. Психофизиологические основы коррекции и саморегуляции.

Психологическая коррекция (психокоррекция) – понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, характеристик нервной деятельности, личных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий. Саморегуляция осуществляется в единстве своих энергических динамических и содержательно – смысловых аспектов. [16, 17, 21, 30, 31]

Семинарские занятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: