Сущность и принципы распределения прибыли

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Рас­пределение прибыли представляет собой процесс форми­рования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет мно­гие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распре­деления прибыли с ее формированием в предстоящем периоде. Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:

1 Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею — повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно форми­рует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно форми­руют эти направления удовлетворения своих потребнос­тей во времени.

2.Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.

3. Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.

4. Характер распределения прибыли является важней­шим индикатором инвестиционной привлекательности пред­приятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых пред­приятием дивидендов (или других форм инвестицион­ного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей эмис­сии акций. Кроме того, как было показано ранее, возра­стание уровня дивидендных выплат определяет соответ­ствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.

5. Распределение прибыли является одной из действен­ных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибы­ли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту произво­дительности труда.

6. Пропорции распределения прибыли формируют уро­вень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности госу­дарственных форм социальной защиты занятых работни­ков, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.

7. Характер распределения прибыли оказывает влия­ние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществля­ются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основ­ного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.

Распределение прибыли осуществляется в соответст­вии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование кото­рой представляет собой одну из наиболее сложных за­дач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стра­тегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать матери­альные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения при­были необходимо учитывать противоположные моти­вации собственников предприятия (акционеров, вклад­чиков) — получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

В процессе формирования политики распределения прибыли предприятия обеспечивается ее использование по следующим основным направлениям (рисунок 17.1.).

Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оп­тимизация пропорций между капитализируемой и потреб­ляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.

Исходя из этой основной цели в процессе форми­рования политики распределения прибыли предприятия решаются следующие задачи:

а)обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;

б)обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли;

в)обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;

г)обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.

С учетом реализации этих основных задач осущест­вляется непосредственное распределение прибыли предприятия. Процесс этого распределения базируется на следующих принципах.

1. Связь политики распределения с общей политикой управления прибылью предприятия. Цель и задачи полити­ки распределения прибыли должны полностью соответ­ствовать целям и задачам общей политики управления ею, т.к. распределение прибыли отчетного периода представ­ляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода.

2. Приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Прибыль, формируемая пред­приятием и остающаяся в его распоряжении после уп­латы налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Менталитет соб­ственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестированного капитала, определяя главную пропорцию распределения прибыли — между потребля­емой и капитализируемой ее частями. Эти пропорции могут меняться во времени в связи с изменением внеш­них и внутренних условий деятельности предприятия.

3. Стабильность политики распределения прибыли.

Базовые принципы распределения прибыли, положен­ные в основу разработки его политики, должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в условиях "распыления собственности", т.е. в процессе деятельности крупных акционерных компа­ний с большим количеством акционеров (это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвести­ционные решения).

4.Предсказуемость политики распределения прибыли.

При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой страте­гии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность инвесторов (в первую очередь акци­онеров) является одним из важных условий обеспечения "прозрачности" фондового рынка, позволяющей форми­ровать реальную стоимость обращающихся акций.

5. Оценка эффективности разработанной политики распределения прибыли. Такая оценка проводится с ис­пользованием следующих основных показателей: коэф­фициента капитализации прибыли; коэффициента ди­видендных выплат (или выплат прибыли собственникам); коэффициента участия персонала в прибыли и других, рассмотренных ранее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: