Факторы, влияющие на распределение прибыли

Специфика задач, стоящих перед каждым конкрет­ным предприятием в процессе его развития, различие внешних и внутренних условий их хозяйственной дея­тельности не позволяют выработать единую модель распре­деления прибыли, которая носила бы универсальный характер. Поэтому основу механизма распределения прибыли конкретного предприятия составляет анализ и учет в процессе этого распределения отдельных факторов, ко­торые увязывают этот процесс с текущей и предстоящей хозяйственной деятельностью данного предприятия.

Факторы, влияющие на пропорции и эффективность распределения прибыли, весьма разнообразны; различна и степень интенсивности их проявления. Одна группа этих факторов определяет предпосылки к росту капитали­зируемой части прибыли; другая группа, наоборот, скло­няет управленческие решения в пользу увеличения доли потребляемой ее части.

По характеру возникновения все факторы, влияю­щие на распределение прибыли, можно разделить на две основные группы: а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия); б) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятель­ности данного предприятия). Состав основных из этих факторов приведен на рисунке 17.2.

I. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ рассматриваются как сво­его рода ограничительные условия, определяющие грани­цы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся:

1. Правовые ограничения. Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использова­ния (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд и т.п.) и другие условия.

2. Налоговая система. Конкретные ставки отдель­ных налогов и система налоговых льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граж­дан значительно ниже уровня налогообложения хозяй­ственной деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система предус­матривает льготы по реинвестированию прибыли, по ее направлению на благотворительные и иные цели, это создает предпосылки стимулирования таких форм ис­пользования прибыли.

3. Среднерыночная норма прибыли на инвестирован­ный капитал. Характер этого показателя, складывающего­ся на рынке капитала, формирует эффективность пропор­ций потребления и реинвестирования прибыли, являясь своеобразным критерием управленческих решений по этому вопросу. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли на капитал возрастают тенденции по­вышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки к более эффективному использованию реинвестируемого капитала, а соответственно и к повышению доли капита­лизируемой части прибыли.

4. Альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов. Если предприятие имеет возмож­ность привлекать финансовые ресурсы из внешних источ­ников на условиях более низкой стоимости, чем средне­взвешенная стоимость его капитала, оно может больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности будут удовлетворяться за счет более дешевых альтернатив­ных внешних источников финансирования. Если же доступ предприятия к внешним источникам формирования собственного и заемного капитала ограничен, или | если стоимость его привлечения значительно превышает уровень средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся на предприятии, более эффективным будет ис­пользование прибыли в инвестиционных целях.

5. Темп инфляции. Этот фактор генерирует риск обесценения будущих доходов, формируя склонность собственников к росту текущих их выплат. Однако если предприятие выпускает инфляционно защищенную про­дукцию (а цены на отдельные виды продукции, как по­казывает опыт, могут и значительно опережать темпы инфляции) или его инвестиционные проекты обеспе­чивают высокий уровень материализации капитала (в форме операционных основных фондов, запасов товар­но-материальных ценностей и т.п.), то негативным вли­янием этого фактора на реально обусловленные про­порции распределения прибыли можно пренебречь. Главным условием при этом является выплата текущих доходов собственникам в предстоящих периодах с учетом их корректировки на индекс инфляции по отношению к предшествующему периоду.

6. Стадия конъюнктуры товарного рынка. В период подъема конъюнктуры рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, эффективность капитализации прибыли в процессе ее распределения возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в предстоящем периоде гораздо большую норму прибыли на реинвестируемый капитал, чем в предшествующие периоды.

7. "Прозрачность" фондового рынка. Возможность быстрого использования акционерами информации о характере распределения прибыли и уровне выплачиваемых дивидендов на акцию позволяет им оперативно принимать решения о реинвестировании капитала (при снижении уровня дивидендных выплат) или приобретении дополнительного числа акций (при повышении уровня дивидендных выплат). Поэтому в условиях высокой "прозрачности" фондового рынка необходимо учитывать последствия управленческих решений о распределении прибыли, их влияния на изменение реальной стоимости и рыночной котировки акций. При отсутствии такой "прозрачности" влияние этого фактора проявляется в меньшей степени и со значительным "лагом запаздыва­ния".

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ оказывают решаю­щее воздействие на пропорции распределения прибы­ли, так как позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия. К числу важнейших из этих факто­ров относятся:

1. Менталитет собственников предприятия. Это один из важных показателей, формирующих конкретный тип политики распределения прибыли предприятия (его ди­видендной политики). Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или неприемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения (если их менталитет не бу­дет учтен, они реинвестируют свой капитал в другие предприятия с более приемлемой для них дивидендной политикой). В то же время, если собственники не нуж­даются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капи­тализируемой части прибыли будет возрастать (если их менталитет не будет удовлетворен, они также будут вынуж­дены реинвестировать свой капитал в другие предпри­ятия с соответствующей дивидендной политикой).

2. Уровень рентабельности деятельности. Этот пока­затель оказывает существенное влияние на свободу фор­мирования пропорций распределения прибыли. При низком уровне рентабельности хозяйственной деятельно­сти (а соответственно и меньшей сумме распределяемой прибыли) свобода формирования пропорций ее распреде­ления существенно ограничена. Это связано с тем, что определенная часть прибыли "связана" контрактными обязательствами с собственниками (уровень дивидендных выплат по привилегированным акциям, минимальный объем выплат на паи или простые акции), с персоналом (формы социальной защиты, предусмотренные коллектив­ным или индивидуальным трудовым договором; минимальный объем средств, выделяемых по программам уча­стия в прибыли) или обусловлена правовыми нормами (формирование резервного фонда). Поэтому остающаяся часть распределяемой прибыли на пропорции ее использо­вания в этих условиях существенно влиять не будет.

3. Инвестиционные возможности реализации высо­кодоходных проектов. Если в портфеле предприятия имеются готовые реальные проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно превышает средневзве­шенную стоимость капитала, и такие проекты, могут быть реализованы в относительно короткий период, доля капи­тализируемой прибыли (при прочих равных условиях)] должна существенно возрасти.

4. Необходимость ускорения завершения начатых инвестиционных программ и проектов. Ряд ранее нача­тых инвестиционных программ и проектов, связанных! с региональной или товарной диверсификацией хозяйственной деятельности, переходом на новые технологии, обновлением состава операционных основных фондов и другими направлениями стратегического развития пред­приятия, могут требовать ускоренного завершения в условиях усиливающейся конкуренции, меняющейся конъюнктуры рынка и т.п. При недостатке инвестицион­ных ресурсов для ускорения завершения их реализации,! следует отказаться от высокого уровня потребления при-1 были в пользу ее капитализации.

5. Альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов. Если потребность в инвестиционных ресурсах, обеспечивающих прирост намеченных объемов операционной деятельности, может быть удовлетворена за счет альтернативных внутренних источников их формирования (амортизационных отчислений, реализации неиспользуемых машин и оборудования, продажи финансовых активов при их низкой инвестиционной отдаче и т.п.)., то возможности использования прибыли на цели потребления существенно расширяются. И наоборот — если прибыль является преимущественным внутренним источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия, доля капитализируемой ее части в процессе распределения должна возрастать (особенно в условиях низкого доступа к внешним источникам финансирования).

6. Стадия жизненного цикла предприятия. На ранних стадиях своего жизненного цикла предприятия вынуждены больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая размеры выплат доходов собственникам.

Это связано с высоким уровнем инвестиционных потреб­ностей таких предприятий, их относительно меньшим потенциалом доступа к кредитным ресурсам, более вы­сокой стоимостью привлекаемого капитала и т.п. В то же время предприятия в стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального инвестирова­ния, имеют возможность привлекать необходимые им кредитные ресурсы на более выгодных условиях, а сле­довательно могут обеспечить более высокие размеры выплат доходов владельцам и персоналу.

7. Уровень рисков осуществляемых операций и видов деятельности. Если предприятие ведет агрессивную, высокорисковую политику в отдельных сферах своей дея­тельности или осуществляет большой объем отдельных хозяйственных операций с высоким уровнем риска, оно вынуждено больше средств направлять из прибыли на формирование резервного и других страховых фондов. Без обеспечения такого минимального внутреннего страхо­вания высокорисковой хозяйственной деятельности воз­растает неотвратимая угроза банкротства предприятия.

8. Уровень коэффициента финансового левериджа. Если предприятие имеет возможность повысить эффект финансового левериджа за счет роста его коэффициента, не снижая при этом существенно уровень своей финан­совой устойчивости, доля потребляемой части прибыли в процессе ее распределения может быть повышена. И на­оборот, если коэффициент финансового левериджа чрез­мерно высок и не обеспечивает прирост финансовой рен­табельности, а снижение объема используемого заемного капитала может вызвать существенное сокращение объе­мов операционной деятельности, предприятие вынуждено капитализировать значительную часть своей прибыли.

9. Уровень концентрации управления. Если в процессе оптимизации структуры капитала возникает необходи­мость существенного увеличения доли собственной его части, а собственников волнует угроза потери финан­сового контроля над управлением предприятием при при­влечении капитала из внешних источников, то в процессе распределения прибыли уровень ее капитализации должен существенно повышаться. Только при условии существенного возрастания объема внутреннего финанси­рования развития предприятия контролируемый объем капитала, обеспечивающий реальное управление пред­приятием, останется в руках прежних собственников.

10. Численность персонала и действующие программы его участия в прибыли. Чем выше численность персонала, чем больше объем контрактных обязательств предприя­тия по участию персонала в прибыли, тем соответственно выше должна быть доля потребляемой части прибыли. Этот фактор формирует и внутренние пропорции распреде­ления потребляемой части прибыли — между собствен­никами и персоналом предприятия.

11. Уровень текущей платежеспособности предпри­ятия. В условиях низкого уровня текущей платежеспо­собности, высокого объема неотложных финансовых обязательств предприятие не имеет возможности направ­лять большие размеры распределяемой прибыли на пот­ребление. Это привело бы к значительному снижению уровня ликвидности активов, поддерживающих текущую платежеспособность, а также к возрастанию угрозы банк­ротства предприятия. С позиций генерирования финан­сового риска снижение платежеспособности более опас­но, чем снижение уровня дивидендных выплат с его отри­цательным воздействием на рыночную цену акций.

Учет рассмотренных факторов позволяет существен­но снизить диапазон параметров возможных пропорций распределения прибыли по отдельным направлениям, в первую очередь — пропорций капитализируемой и пот­ребляемой ее частей, формирующих главные условия пред­стоящего развития предприятия. Кроме того, ряд рас­смотренных факторов могут быть использованы и при формировании внутренних пропорций распределения при­были в рамках основных ее элементов (прибыли, потреб­ляемой собственниками и персоналом; прибыли, направ­ляемой на инвестирование и в резервный фонд и т.п.).

Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предпри­ятии конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлет­воряющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: