Система отопления служит для поддержания нормального температурного режима внутри вагона независимо от изменения температуры наружного воздуха. Кроме того, система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а в вагонах последних лет постройки также обогрев головок водоналивных и сливных труб. Вагоны поставляются на наши дороги заводами разных стран, поэтому имеют некоторые различия в конструктивном исполнении отдельных узлов и деталей системы отопления, однако схема и принцип действия всех систем в основном одинаковы.
В зависимости от способа получения тепла для обогpева вагонов системы отопления подразделяются на следующие виды:
1. Водяная система с котлом на твердом топливе;
2. Электрическая система, состоящая из электропечей, установленных на полу, и электрокалорифера для подогрева воздуха, расположенного в нагнетательном воздуховоде;
3. Комбинированная система с подогревом воды в котле путем сжигания твердого топлива или электронагревательными элементами;
4. Смешанная система, состоящая из водяной и электрической систем
Водяная система
Во всех вагонах с водяным отоплением помещения обогреваются с помощью обогревательных труб, в которых циркулирует горячая вода по замкнутому кольцу: котел – обогревательные трубы – котел.