Одно из профессиональных основных требований к предпринимателю является умение выступать на конференциях, заседаниях, деловых встречах. Более эффективно всегда короткое насыщенное интересное и яркое выступление, нежели длинная речь. Необходимо говорить редко и по-существу. Для того чтобы выработать в себе способность говорить спокойно и ясно перед аудиторией необходимо учесть несколько моментов:
1. Начинать речь сильным и настойчивым голосом.
2. Готовится к выступлению.
3. Проявлять уверенность,
4. Практиковаться.
Подготовка к выступлению: Подготовка к выступлению одна из основных и неотъемлемых частей слагающих успеха при выступлении. Порой именно от подготовки может зависеть все выступление.
При подготовке необходимо:
1. «Пропустить» материал через себя.
2. Не превращать речь в сухое изложение фактов, приводить конкретные примеры «эффект слоеного пирога».
3. Собирать больше информации, чем вы сможете использовать (резервные знания).
4. Необходимо придумать план речи и основные тезисы особенно выстроить ее начало и конец.
5. Записать свое выступление и прослушать на пленке
6. Использовать ассоциации, не читать по бумажке.
7. Отрепетировать готовую речь.
8. Употреблять в повседневных разговорах те моменты, о которых вы хотите говорить в публичном выступление, т.к. сведения которые вы используете, закрепятся в памяти.
9. Попытаться запомнить вашу речь не в один присест, а в течение нескольких дней.
Во время выступления:
1. Настройтесь на аудиторию, выясните, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. Если нет, то на ходу приведите ваши интересы и интересы аудитории к общему знаменателю.
2. Прежде чем начать выступление, возьмите на себя внимание.
3. Начинайте говорить только тогда, когда установиться тишина.
4. Кратко и четко обратитесь ко всей аудитории, а потом сделайте паузу.
5. Наблюдайте за реакцией аудитории и старайтесь добиться ее расположения.
6. Следите за тем, когда ваши слова найдут у аудитории поддержку, и
сразу же развивайте тему и старайтесь тире ее раскрыть.
7. Только когда вы полностью добились расположения слушателей,
переходите на главную тему выступления
8. Не теряйте самообладания от провокационных реплик.
9. Не вступайте в дискуссию во время выступления, иначе вас «уведут в сторону», и выступление будет «провалено». Скажите, что на все вопросы вы ответите после выступления.
10. Если в выступление есть места неприятные аудитории, обязательно подкрепите их очевидными примерами и фактами, подчеркните, что только необходимость заставляет вас говорить о них. И, обязательно, снизить остроту несколькими комплиментами.
11. Не делать неоправданных выводов и обобщений.
12. Не показывать виду, что вы устали или в чем-то сомневаетесь.
13. Закончив выступление сделать комплимент аудитории и поблагодарить за внимание.
Начало выступления: Начало выступления наиболее важная часть всего выступления. Цель начала выступления состоит в привлечении внимания и разжигании интереса аудитории. Не стоит начинать выступление с анекдота или извинений. Лучше всего начинать выступление с:
1. С истории потрясающего факта.
2. С вопроса слушателям (Знаете ли вы, что?).
3. С замечания касающегося непосредственно аудитории.
4. С цитаты известного человека.
5. С показа какого-либо предмета.
Окончание выступления: Как говорится: «Сначала расскажите то, что собирались рассказать, затем расскажите то, что помните и закончите тем, с чего начали». Заканчивать выступление следует, придерживаясь следующих правил:
1. Резюмировать основные положения выступления.
2. Призвать к действию, если это уместно.
3. Сделать подходящий комплимент.
4. Вызвать смех.
5. Использовать подходящую цитату.
6. Создать кульминацию.
7. Постараться закончить выступления, прежде чем этого захочет публика.
Некоторые аспекты необходимые для хорошего выступления:
1. Ощущение контакта с аудиторией.
2. Естественность речи:
а) разговорный тон, непосредственность;
б) акцентирование важных слов;
в) изменение темпа речи, пауза до и после важных мыслей.
3. Проявление энергии и эмоциональной искренности. Невербальные средства общения
У человека, как и у животных, есть инстинкты, приобретенные или врожденные. К этим инстинктам можно отнести и невербальные средства общения. Большинство из них врожденные, т.е. наследуемые в генах, например интимные зоны. Так же часть из них является приобретенной, например если внимательно понаблюдать за поведением молодых людей в баре или на дискотеке при знакомстве с девушками, то можно увидеть, что примерно более 50% при этом постоянно рукой как бы поправляют себе прическу.
И хотя ваш собеседник может, никогда об этом даже не слышал, но на уровне подсознания он будет их ощущать, что в значительной мере повлияет на его решение. Т.е. владея невербальными средствами общения можно иметь контроль и управлять вашим собеседникам. Кроме того, владея этими средствами можно без особого труда оценить его искренность, а также лучше его понять. Психологами установлено, что от 60% до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств общения, и только 20%-40% за счет вербальных выражений. У человека существует несколько зон, и каждая зона имеет свое значение. Кроме того, каждый человек имеет свою личную территорию, которая окружает его и является как бы его собственностью, продолжением его физического тела (дом, машина и т.п.). Протяженность личной территории у животных зависит от населенности, так же и у человека, но его личная пространственная территория делится на 4 зоны:
1. Интимная зона 15-46 см: Охраняется как собственность. В нее
допускаются дети, родители, жены, мужья, любовники и близкие родственники. Менее 15 см — сверх интимная зона, в которую ни в коем случае нельзя проникать.
2. Личная зона 46 см - 1,2 м: Расстояние на официальных приемах и
вечеринках.
3. Социальная зона 1,2 м - 3,6 м: Посторонние и малознакомые люди,
новые служащие на работе.
4. Общественная зона более 3,6 м: При обращение к большой группе
людей (театр, лекция, выступление).
В случае неизбежного вторжения в несоответствующую зону необходимо соблюдать следующие правила:
1. Ни с кем не разговаривать, даже если вы хорошо знакомы.
2. Не смотреть в упор, но и не прятать глаз.
3. Не проявлять ни каких эмоций.
4. Если в руках книга или газета необходимо полностью углубится в чтение.
5. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.
6. В лифте рекомендуется смотреть на указатель этажей.
В последние годы на западе собираются отказаться от небоскребов, т.к. при этом увеличивается плотность населения, что ведет к увеличению стрессовых ситуаций.
Необходимо так же отметить, что разных наций разные зональные пространства. Например, у американцев 1 зона меньше, чем у японцев. Вот почему, во время переговоров между собой они нередко чувствуют подозрительность. В европейских странах 23 - 25см. Так же различаются зональные пространства между горожанами и сельскими жителями. У горожан 46 см, в то время как у сельчан 1 -2 м. Отсюда можно сделать вывод, что чем более густо населен регион - тем меньше зональные пространства его жителей.
Язык телодвижений: Язык телодвижений, как и любой язык, состоит из слои, предложений, знаков препинаний. Дня правильной интерпретации жестов необходимо учитывать:
1. Совокупные жесты.
2. Кошруэнтность вербальных и невербальных сигналов, т.е. совпадение слов и жестов, необходимо верить жестам (невербалике).
3. Контекст.
4. Индивидуальные причины (здоровье, одежда, профессия). Язык телодвижений напрямую зависит от следующих критериев:
1. Социального статуса власти и престижа (чем выше социальное экономическое положение человека, тем лучше развита его вербалика и хуже невербалика).
2. От возраста (у детей проявляется в большей степени). Некоторые элементы языка телодвижений и невербалики:
Ладони и руки: Ладони раскрыты - это означает честность, искренность, доверчивость. Когда человек неискренен, то он держит руки за спиной или в карманах. «Выказывающий перст» при разговоре может, выдает его агрессивность. Сцепленные пальцы означают нетерпимость, разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. «Шпилеобразное» положение рук означает уверенную или всезнающую позицию. Положение, когда человек держится одной рукой за другую, он ищет поддержку в себе.
Рукопожатия: Очень важным элементом в невербалике является рукопожатие. Через него можно увидеть один из 3 типов взаимоотношения людей между собой:
1. Превосходство. При этом рукопожатие превосходство у того человека, чья рука сверху. Из проведенного исследования выяснили, что из 54 преуспевающих администраторов 42 протягивают руку для рукопожатия
сверху.
2. Покорность, уступчивость. При этом рукопожатие рука протягивается развернутой ладонью вверх.
3. Равенство. Обе ладони при рукопожатие находятся в вертикальном положении.
Так же, при рукопожатие: - Если вы пришли без приглашения не надо брать инициативу рукопожатия на себя. - «Перчатка» подчеркивает неуверенность. - Прямая рука при рукопожатии означает агрессивность. Ложь: Когда человек при разговоре непроизвольно начинает чесать веко, шею, мочку уха, то вполне вероятно, что он лжет.
Оценочные отношения: Любое подпирание головы означает скуку. Поглаживание подбородка - попытка принять необходимое решение. Руки в качестве барьеров: Скрещенные руки означают скрытность. Образуется биоэнергетический барьер. Например, когда вы придете к психологу, он попросит вас не скрещивать руки и ноги. Замаскированная нервозность: Руки на пояс или женщины держаться за ручку своей сумочки. Ноги в качестве защиты: Нога на ногу. Иногда при этом обе руки находятся на бедре верхней ноги. Положение головы при восприятии информации: Прямо - нейтральное отношение. В бок - внимательность. Вниз - негативное отношение. Положение на стуле: Если человек во время разговора сидит на кончике стула, то значит, он уже принял решение и для себя закончил беседу. При этом вам необходимо вежливо закончить беседу. Позиция превосходства: Когда руки у человека за головой, и он откинулся на спинку стула.
Несколько способов вывода человека из нежелательных позиций при беседе: - «Отзеркаливание» - повтор за ним таких же движений. - Предложить ему, что-нибудь посмотреть, например, какой-нибудь документ. - Попросить его самому дать оценку.
Взгляд:
1. Деловой (в глаза).
2. Социальный (от глаз до рта).
3. Интимный (от глаз до груди).
Можно создать впечатление собеседнику, что вы смотрите ему в глаза. Для этого вполне достаточно смотреть ему на середину лба.
Положение за столом: Угловое расположение - непринужденная дружеская беседа. Угол является барьером, но и территориальное разделение отсутствует. Позиция делового расположения удачная для подключения 3 участника и для принятия решения. Оборонительная позиция. Хорошее расположение для того, чтобы сделать взыскание. Независимая позиция. Отсутствие заинтересованности. Занимают люди, которые не хотят взаимодействия.
При квадратном столе отношения делятся по приоритетам:
1. С человеком справа.
2. С человеком слева.
3. С человеком напротив.
Необходимо также отметить, что стол при разговоре является как бы защитой. Поэтому если вы хотите отругать своего подчиненного необходимо:
1.Вызвать его к себе.
2.Предложить сесть ему на стул стоящий не за столом.
3.Встать на 30 градусов от него и начать беседу.
Затем, если хотите на него больше надавить, встаньте от него на 90 градусов. Дня того, что бы немного снять напряжение сядьте напротив него.
Важную роль в функционировании предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она обеспечивает предприятию не только престиж, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.
Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживания в данной социально-экономической среде и обеспечения внутренней интеграции для достижения поставленных целей.
Следует также учесть, что для культуры предпринимательства главным является то, что происходит на уровне поведения. Если уровни ценностей и поведения не совпадают, то результат будет отрицательным. Это возможно в том случае, например, когда пропагандируются партнерские отношения, а на практике повышение получают те работники, которые имеют связи. Для предприятий нашей страны нередки случаи, когда в документах, на бумаге написано одно, а на практике - другое. Система ценностей, правила и конкретное поведение должны быть согласованы. С этой целью, например, в США разработаны программы, позволяющие гармонизировать представления о ценностях и образах поведения.
Для совершенствования предпринимательской культуры нужно изучить, как взаимодействуют отдельные элементы, какая между ними взаимосвязь, как они влияют друг на друга. При этом необходимо анализировать, являются ли представления о ценностях, принесших успех предприятию, устаревшими, следует ли их обновить. Изменение культуры предпринимательства происходит в соответствии с новыми представлениями о ценностях.
Предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенной жизненной позиции. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Необходимо иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от своей деятельности.