Поддержание внимания аудитории в ходе выступления

Внимание аудитории оратору необходимо не только захватить, но и поддер­живать на протяжении всего выступления.

Слушатели очень легко отвлекаются. Их отвлекают посторон­ние звуки, какие-нибудь происшествия в аудитории, входящие или выходящие люди; внимание ослабевает от монотонной речи, неинтересных фактов, длительности лекции и многого другого. Оратору необходимо владеть знаниями и умениями, позволяю­щими поддерживать внимание к своей речи на протяжении всего выступления.

На что следует обратить особое внимание оратору для поддержания внимания аудитории в ходе выступления.

1) Факторы, влияющие на внимание слушателей.

Основной фактор, обеспечивающий внима­ние, - это интерес к теме выступления. Интересное по содержанию выступление само по себе обеспечивает внимание слушателей. Но есть и некоторые другие факторы, которые необ­ходимо учитывать.

Установлено, что внимание слушателей снижается, если они рассеяны по аудитории. Как уже отмечалось, не надо пе­ресаживать их в передние ряды, но целесообразнее выйти из-за трибуны и подойти к основной массе слушателей.

Влияет на внимание также размер аудитории. Очень боль­шая аудитория чаще всего недостаточно внимательна. Одна фир­ма, занимающаяся организацией больших совещаний, конферен­ций, симпозиумов, специально исследовала поведение слушате­лей на таких крупных мероприятиях. Специалисты этой фирмы пришли к следующим выводам: только 10% аудитории слушает пленарный доклад, да и то только первые 15 мин. Пятая часть аудитории мысленно пребывает в это время в другом месте, поло­вина дремлет и предается фантазиям, а 20% просто спят.

Было установлено также, что комфорт для участников конференции обратно пропорционален их вниманию к выступлени­ям: чем удобнее кресла, тем менее продуктивно проводят на кон­ференции время присутствующие. Вообще говоря, самая внимательная аудитория - это та, которая слушает оратора стоя. В последнем случае внимание обеспечено, так как люди, которые не хотят слушать, просто уходят. Кстати, стоящая аудитория не дает оратору говорить «не по делу», она более требовательна к содержанию выступлений.

Какие отсюда можно сделать выводы?

Первое: долгие пленарные доклады в большой аудитории не­эффективны.

Второе: кресла должны быть попроще.

Таким образом, внимание аудитории легче поддержать, если аудитория невелика, компактна, а большая аудитория слушает внимательнее, если она не может расположиться в помещении с особым комфортом.

2) «Чтение» оратором аудитории.

Оратору на протяжении всего выступления необходимо «читать» аудиторию, т.е. наблюдать за ней, определять ее реакцию и вносить соответствующие коррек­тивы в свою деятельность.

Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отноше­нии к нему самому и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если его к этому побуждает получаемая ин­формация. Однако для того чтобы «читать» аудиторию и правиль­но понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдатель­ность и некоторый практический навык. Можно дать начинающему оратору следующие советы.

О внимании к оратору говорят:

  • взгляды слушателей, направленные на оратора;
  • наклон корпуса в сторону оратора;
  • стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору;
  • наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты:

  • взгляд слушателя направлен в сторону;
  • тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);
  • голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, по­звоночник выпрямлен;
  • слушатель совершает следующее движение: голова выпрям­ляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам - потеря мысли, потеря внимания;
  • тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слу­шатель «подается» к выходу);
  • ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);
  • голова подпирается всей ладонью;
  • пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, по­стукивание пальцами по чему-либо;
  • рисование на бумаге посторонних предметов;
  • отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания);
  • легкое поглаживание носа;
  • крепко сцепленные руки;
  • поглаживание шеи (у мужчин);
  • поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин);
  • рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагива­ется до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить);
  • застегивание пиджака (мужчиной) и др.

Умение «читать» собеседников - важнейшее качество лекто­ра, приходящее с опытом. Необходимо тренировать его в обще­нии со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интер­претировать невербальное поведение собеседников.

3) Периоды внимания.

Необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10-15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно вос­станавливается еще на такой же промежуток времени, потом сно­ва падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внима­ние падает уже существенно.

Таким образом, внимание слушателей падает к 15, 30, 45-й минуте. В эти моменты следует дать им возможность расслабиться и немного отдохнуть. Можно сделать паузу, закончить рассмотре­ние вопроса, перейти к новой теме, пошутить - словом, дать слушателям возможность осознать, что они отдыхают.

Через 45 мин нужно дать большую паузу или сделать перерыв. Кстати, учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление - это такое, которое укладывается в мини­мальный период внимания, т.е. в 10-15 мин. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно це­ликом обеспечено вниманием аудитории и даже останется неко­торый избыток внимания.

Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 мин.

Таким образом, краткость выступления - гарантия внимания аудитории.

4) Приемы привлечения внимания аудитории.

Практикой выработан целый ряд эффективных приемов привлечения внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может приме­нить даже начинающий оратор. К ним следует отнести следующие приемы:

- Обращение к событию, времени, месту.

«Начните с того места, где вы находитесь», — советует П. Сопер. Скажите: «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой … Вот висит портрет Толстого... Сегодня годовщина... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что... Сегодня утром в последних известиях сообщили...» и т.д. и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

- Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях.

Д. Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное выска­зывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».

П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что связано со столкновением: «Ищите конфликт, столкновение и борьба вы­зывают невольный интерес...»; «стоит оратору сказать. «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью» - и аудитория сразу встрепенется». Вот еще примеры такого начала: Почему родители всегда недовольны своими детьми? Почему дети всегда считают, что старшее поколение их не понима­ет? Ссоры между мужем и женой - обычное дело. Почему это про­исходит? Давайте попробуем разобраться и т.д.

- Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник инфор­мации.

Например: Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о...; Сегодня утром в программе «Утро» я услышал любопытное сообще­ние..; Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что...и т.д. Этот при­ем весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел же...» - и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.

- Риторический вопрос.

Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Нужна ли нам частная собственность? Должно ли образование быть бесплатным?

Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступле­ния риторическим вопросом, должна далее быть немедленно раз­вита, конкретизирована другими, частыми риторическими воп­росами или аргументами; одиночный риторический вопрос часто выглядит слишком декларативно, чересчур «красиво».

- Ссылка на свое эмоциональное состояние.

Например: Сегодня я очень волнуюсь, выступая перед вами…; У меня сегодня особенное настроение, и вот почему... и т.д.

- Возбуждение любопытства.

Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Например: Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира? - Как? В каких?

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятель­ность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы до­биваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: Эйнштейн сказал, что образование - это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это? Или: Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим? Или еще один вариант: Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?

Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед ди­леммой (неизбежностью выбора из двух противоположностей) - ме­ханизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения - аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но захочется, чтобы эту пробле­му решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.

- Демонстрация какого-либо предмета.

Можно начать так: Вот у меня в руках книга. Прекрасный пере­плет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем в ней нет ни слова правды... Или. Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохра­нился у меня, даже не знаю как. А значок этот - «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране? Или: По­смотрите, как красиво в цвете сделана реклама. Какой хороший ло­зунг ее украшает - «За честь, справедливость, порядочность!». Вме­сте с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть.

- Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами.

Можно начать так: Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора...; Недавно я прочитал, что..., Однажды со мной произошел такой случай...; Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мной в купе оказался очень интересный попутчик и т.д.

- Цитирование знакомого.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, предварительно обработано так, чтобы вызвать интерес у слуша­телей.

- Цитирование знаменитости.

Например: Бернард Шоу как-то сказал; Говорят, Петр I гово­рил своим сподвижникам...; Льву Толстому принадлежит очень лю­бопытная фраза... и т.д. Удобство такого начала в том, что афо­ризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее каче­ство обеспечит привлечение внимания.

- Исторический эпизод.

Начать можно так: В XVIII веке при французском дворе был обычай…; Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века...; Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних народов. Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято… и т.д.

- Постановка проблемного вопроса и ответ на него.

Разная аудитория по разному реагирует на такое начало ма­лоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое на­чало более пассивно, нежели подготовленная.

- Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.

Затроньте вопросы, которые могут снять личностное напряжение слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем: основных, групповых, злободневных, конкретных и т.д.

- Тайна занимательности. Для того, что­бы заинтересовать и заинтриговать слушателей, пред­мет речи сразу не называется.

- Вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставлен­ной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определен­ным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Вопросно-ответным приемом в выступлениях не­редко пользовался А.Н. Толстой. Так он зада­вал вопросы слушателям, себе и тут же на них отвечал, поэтому речь его превращалась в диалог, живую беседу с аудиторией.

- Примеры из художествен­ной литературы, пословицы, поговорки, фразеологи­ческие выражения и т.п., которые очень оживляют выступление.

- Элементы юмора. Об этом действенном приеме рассказал герой «Скучной истории» А. П. Чехова:

Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают погладывать на потолок, на Пет­ра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю ка­кой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать.

5) Приемы поддержания внимания аудитории.

Приемами поддержания внимания аудитории являются:

- Вопросы к аудитории.

Разнообразные вопросы к слушающим способны существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки. Важно толь­ко, чтобы вопросы были простыми для ответа. Они могут быть сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы ауди­тория могла ответить просто да или нет. Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит. В таком случае оратор должен ответить на заданный вопрос сам.

- Организация дискуссии.

«Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, заведите дискуссию» (О. Эрнст): выскажите что-либо явно спорное, а за­тем разъясните свою позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена.

- Обращение к отдельным слушателям.

Скажите кому-либо из слушателей: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?» Вопросы к отдельным слушателям оказывают активизирующее воздействие на всю аудиторию.

- Авансирование.

Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообще­ния важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробно­стей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае ора­тор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: «Но об этом несколько позже. Об этом подробнее я расскажу потом...» и т.д.

- Неожиданное краткое отвлечение от темы.

Данный прием действует весьма сильно, хотя им нельзя пользо­ваться многократно. Забавный пример использования этого при­ема приводит А.А. Ивин: известный греческий оратор Демосфен, выступая в суде, заметил, что судьи рассеянны и невнимательны к его речи. Он прервал речь и стал рассказывать о человеке, кото­рый нанял осла с погонщиком. Седок сел отдохнуть в тени осла, а погонщик сказал, что отдал внаем только осла, но не тень от него. Спор превратился в судебную тяжбу... Тут Демосфен умолк, а когда заинтересовавшиеся исходом дела судьи попросили его закончить, он с упреком сказал им: «Басню о тени осла вы гото­вы слушать, а важное дело вы слушать не желаете».

- Демонстрация предмета.

Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя что-либо: «Вот посмотрите сюда. Видите этот предмет? Взглянем на эту маленькую вещицу...» и т.д.

- Приближение к слушателям.

Этот прием весьма действен, однако не следует заходить слиш­ком глубоко в зал, так как иначе это будет выглядеть как конт­роль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глу­бина «захода» в зал - примерно треть длины зала.

- Развлекательные элементы во второй части выступления.

Необходимо делать более увлекательной, разнообразной и лег­ко воспринимаемой вторую половину своего выступления неза­висимо от того, сколько времени оно длится. О. Эрнсту принадле­жит очень верное наблюдение: «Вторая половина речи кажется слушателям вдвое длиннее первой». Именно в силу сказанного внимание слушателей особенно ослабляется во второй половине выступления, и именно поэтому эта часть выступления требует особой подготовки.

- Закон края.

Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и вос­принимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д.

6) Донесение главной мысли выступления.

Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слуша­телей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т.М. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой ауди­тории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоя­тельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении.

Словесная формулировка главной мысли выступления необхо­дима как самому оратору, так и его аудитории.

П. Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует?» - «Да кто его знает, - отвечает старик, - он еще ничего об этом не сказал». Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны до­искиваться, каково намерение оратора, пока последний в доста­точно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Имен­но отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей после выступления: что оратор, собственно, хотел сказать? Что он имел в виду? Что он доказывал слушателям? И именно по­этому актуален старый, но не потерявший своего значения ри­торический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рас­сказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рас­сказал.

Приемы эффективного донесения главной мысли оратора бу­дут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее об­щие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев:

  • оптимальным является выступление по принципу «один текст - одна мысль»;
  • две-три идеи в одном выступлении - это предел, рекоменду­ется выделить из них одну главную и сформулировать ее как та­ковую;
  • всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельно­го предложения;
  • во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления;
  • в небольших выступлениях не следует начинать с главной мыс­ли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис дол­жен прозвучать:

а) если выступление строится дедуктивно (от тезиса к аргу­ментам) - в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвя­щено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать ре­формы, так как только они могут сделать экономику саморегулиру­ющейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые сло­ва - реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы - реорганизация, рыночная экономика, преобразо­вания и др.;

б) если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) - во вступлении и основной части надо упомя­нуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении - полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме;

- главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктив­ной форме изложения и не менее двух раз -при индуктивной форме изложения.

7) Методы изложения материала.

Внимание слушателей зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные из них.

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл наконкретных примерах, фактах. Широкое распростране­ние этот метод получил в выступлениях пропагандист­ского характера.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод - изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения мате­риала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, не­стандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в вы­ступлении, его речь должна быть доказательной, суж­дения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действо­вать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логичес­ких и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействие на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам.

Располагая определенным образом доводы в своейречи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

8) Соблюдение регламента.

Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем боль­шее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.

Как бы ни был интересен оратор или рассказчик и расположе­ны к нему слушатели или собеседники, чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать. По данным ораторов-практиков, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длиннее первой, а последние десять минут - втрое длиннее пер­вых десяти. Приблизительно можно представить общую картину следующим образом:

Продолжительность Реально длится Воспринимается
речи   как
Первые 10 мин 10 мин 10 мин
Вторые 10 мин 10 мин 20 мин
Третьи 10 мин 10 мин 30 мин
Итого: 30 мин 60 мин

Из сказанного выше следует важный вывод: эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за пределы 10 мин. А если еще короче - будет еще лучше.

Как уложиться в регламент?

Есть некоторые принципы, которым надо следовать. Эти прин­ципы таковы:

  • подготовиться к возможному сокращению. Надо всегда иметь в плане своего выступления такие фрагменты, которые вы можете без ущерба сократить;
  • не опаздывать. Начинайте свое выступление вовремя;
  • идти навстречу аудитории. Если аудитория проявляет нетерпе­ние и слушатели по той или иной причине просят пораньше за­кончить, необходимо пойти им навстречу, не настаивая на своем праве изложить все до конца. Если вы с самого начала пойдете навстречу просьбе аудитории, то расположите ее к себе и вас будут с большим вниманием слушать;
  • не увеличивайте темп речи, чтобы успеть. Это нарушает пони­мание и раздражает слушателей;
  • отвечая на вопрос, не превращайте ответ во вторую лекцию. Отвечайте на любой вопрос не более 1 - 1,5 мин;
  • поставьте себе задачу закончить немного раньше намеченного срока. Слушателям очень нравится такое завершение любой лек­ции или выступления - это неожиданный приятный подарок них, несколько минут жизни, на которые они не рассчитывали, вдруг оказавшиеся в их полном распоряжении. Сообщение, за­кончившееся чуть раньше намеченного срока, хорошо запомина­ется, положительно оценивается, а оратор получает высокий рей­тинг у слушателей. Лучше заканчивать на 2-3 мин до срока, не больше.

«Прекращайте говорить тогда, когда слушатели еще хотят вас слушать» (Д. Карнеги).

1.8.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что понимается под взаимодействием оратора с аудиторией?

2. Назовите особенности взаимодействия оратора с аудиторией.

3. Каков должен быть портрет аудитории?

4. Что собой представляет составление характеристики предполагаемой аудитории?

5. Какие параметры аудитории следует учитывать при подготовке выступления?

6. Что понимается под объективной характеристикой аудитории?

7. Какие аспекты входят в данную характеристику? Охарактеризуйте каждый из них.

8. Что собой представляют межличностное, групповое, публичное и мас­совое общение?

9. Что понимается под манипулированием?

10. Что понимается под субъективной характеристикой аудитории?

11. Что собой представляет социальный портрет аудитории?

12. Дайте определение прямой и косвенной аудитории.

13. Что понимается под «борьбой» слушателей с оратором?

14. Каким должно быть поведение оратора в аудитории?

15. Назовите аспекты, характеризующие поведение оратора в аудитории.

16. Охарактеризуйте каждый из них.

17. Что обеспечивает поддержание внимания аудитории в ходе выступления оратора?

18. Охарактеризуйте каждую особенность, которую необходимо учитывать оратору для поддержания внимания аудитории.

Ваше мнение:

1. Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слу­шали внимательно?

2. Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ва­ших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?

3. Почему, по вашему мнению, аудитория всегда отвлекается на забе­жавшую кошку или собаку независимо от интереса к лектору или лекции?

4. Может ли речь оратора быть обезличенной?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: