Аудиторные технические комплексы

Введенная около 30 лет назад кабинетная система организации учебного процесса в общеобразовательных школах во многом способствовала более широкому использованию разнообразных ТСО и созданию аудиторных технических комплексов. Аппаратура в таких комплексах может быть закреплена стационарно, быть передвижной или создаваться как комбинированная система. При этом весьма существенным является то, насколько автоматизированы используемые ТС. В таком технически оснащенном кабинете создаются оптимальные условия для организации учебного процесса и деятельности учителя и учащихся, однако нецелесообразно всю техническую аппаратуру закреплять стационарно, так как это приведет к ограничению ее использования в тех случаях, когда занятия проводятся в других помещениях. Поэтому наиболее целесообразен вариант, когда на каждом этаже создается кабинет с комбинированной системой размещения аппаратуры, часть из которой может легко перемещаться на специальных тележках или современных передвижных демонстрационных столиках.

К аудиторному оборудованию (АО) следует отнести оборудованное место учителя со встроенными пультами дистанционного управления кинодиапроекционной аппаратурой, звуковоспроизводящей и телевизионной аппаратурой, зашториванием и освещением аудитории, а также экранные стенды и диаграммы, информационные доски на световых индикаторах, магнитные доски с «прилипающими» учебными пособиями, подъемные и раздвижные меловые доски, аудиторные стенки, отражательные экраны и экраны, работающие на просвет, стойки и навески для подъема плакатов, электрифицированные таблицы химических элементов, лазерные указки, регламентаторы времени, подставки и полки-кронштейны для технических устройств предъявления информации. Например, разработанная в 80-е годы автоматизированная лекционная аудитория - «АЛА-50/250», предназначенная для обеспечения оперативной внешней обратной связи в лекционной аудитории на 50, 100, 150, 200 или 250 мест и дистанционного управления аудиовизуальными техническими устройствами преподавания.

Система дистанционного управления техническими устройствами обучения представляет собой пульт управления, состоящий из коммутационных устройств, вмонтированных в оборудованное место учителя и предназначенных для дистанционного управления кинопроектором «Украина», диапроектором, эпидиаскопом, базовым усилителем НЧ, аудиторным освещением, механизмами зашторивания, группами учебного телевидения. Пульт управления оборудован встроенным магнитофоном и проигрывателем.

Система обратной связи с выборочным способом ввода ответа (одна из двух или пяти альтернатив) предназначена для контроля усвоения излагаемого на лекции материала и состоит из пульта преподавателя и пультов обучаемых. Программа - линейная. Контрольные вопросы предъявляются устно, письменно на доске или плакате, на экране с помощью диапроектора. Число вопросов при контроле ограниченно. Регистрация результатов опроса осуществляется автоматически и индицируется на световом табло пульта преподавателя. Результаты опроса могут быть выражены в абсолютной (до 250) или относительной (процентной) форме.

Зашторивание оконных проемов: горизонтальное - высота не более 4 м, ширина 2- 5 м, скорость зашторивания 0,41 м/с; вертикальное - высота не более 3 м, ширина не более 3 м, скорость зашторивания 0,24 м/с.

Достаточно распространенным в общеобразовательных школах аудиторным техническим комплексом является лингафонный кабинет. Это специальная аудитория, оборудованная комплексом звукотехнической, проекционной и кинопроекционной аппаратуры, а также соответствующими звуковыми, экранными и экранно-звуковыми средствами обучения и воспитания, позволяющими создавать оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся по овладению навыками устной речи, культурой речи родного языка, а также профессионально-исполнительскими навыками по специальности в театральных и музыкально-педагогических учебных заведениях.

Лингафонные кабинеты бывают с открытыми рабочими местами или с изолированными один от другого кабинетами (полукабинетами). Изготавливая стенки кабин из звукоизолирующего материала, переднюю делают из оргстекла или стекла.

Лингафонные кабинеты могут иметь магнитофоны не только на столе учителя, но и на каждом рабочем месте учащихся. Кроме того, в этих кабинетах устанавливают всевозможную аппаратуру для статичного и динамичного проецирования.

Различают следующие типы лингафонных кабинетов.

Аудиопассивные Лингафонные кабинеты. Пульт управления, магнитофон и проигрыватель находятся на рабочем месте учителя. У учащихся - головные телефоны. Фонограмму можно прослушивать в двух вариантах: тихом (через головные телефоны), громком (через громкоговоритель).

Аудиоактивные Лингафонные кабинеты. Рабочее место учителя два магнитофона, электрофон, пульт управления с общим усилителем. У учащихся - полу кабины с микротелефонными гарнитурами. Такой тип лингафонного кабинета позволяет осуществлять громкое и тихое прослушивание фонограмм, говорение учащихся в парах, связь с преподавателем. Есть дистанционное управление проекционной аппаратурой, автоматизированное зашторивание и попарная коммутация рабочих мест.

Аудиокомпаративные лингафонные кабинеты. Рабочее место учителя оборудовано консолью, объединяющей пульт управления, два магнитофона, электрофон и синхроприставку для согласования работы магнитофона и автоматического проектора. У учащихся – то же, что и в предыдущем варианте. Такое оборудование позволяет прослушивать образцовые фонограммы с одновременной записью речи учащихся в паузах.

Недавно разработанные лингафонные классы со специальными цифровыми магнитофонами на рабочих местах, управляемыми мультимедийным компьютером учителя, рассчитаны на трансляцию записанных элементов речи и их контроль, а также на подключение к разным обучающим программам.

Для общеобразовательных школ отечественная промышленность выпускала лингафонные устройства (ЛУ) и языковые лаборатории (ЯЛ).

Лингафонным устройством называют звукотехническую аппаратуру, состоящую из телефонов, микрофонов, магнитофонов, электрофонов и пульта управления учителя, создающую широкие возможности для эффективной передачи звуковой информации всему классу и отдельным учащимся, для разговора учащихся в парах и фиксации на магнитофоне, для подключения учителя к любой паре в целях контроля и предназначенную для оптимизации разговорной речи по родному и иностранным языкам.

Языковая лаборатория отличается от лингафонного устройства тем, что она дополняется имеющимся в школе комплектом проекционной аппаратуры. Для этого в пульте управления учителя предусмотрено дистанционное управление проекционной техникой, механизмом зашторивания окон и электроосвещением кабинета.

Многие общеобразовательные школы оснащены лингафонными устройствами типа ПЛК-18, ДКП-70, в некоторых действуют языковые лаборатории ЯЛ-20.

ЯЛ-20 представляет собой устройство для наиболее рационального использования всех звуковых, экранных и экранно-звуковых средств обучения и воспитания в процессе изучения родного и иностранного языков.

Лингафонные кабинеты типа «ЯЛ-ЗМ» и его модификации «ЯЛ-20», «ЯЛ-24М» обеспечивают следующие дидактические возможности:

- одновременное проговаривание речевых образцов и самопрослушивание;

- подачу трех учебных программ на рабочие места учащихся;

- избирательную коммутацию трех групп рабочих мест на одну из программ;

- парное фиксированное соединение рабочих мест;

- возможность индивидуальной работы учителя с любым учащимся;

- скрытый контроль учителем работы учащихся;

- общий вызов учащихся любой группы;

- запись на магнитную ленту речи учащихся;

- перезапись фонограммы от проигрывателя или магнитофона;

- воспроизведение через выносные звуковые колонки следующих видов фонограмм: учебная программа, звуковой кинофильм, речь учителя, речь учащихся в парах;

- дистанционное управление проекционной аппаратурой;

- дистанционное управление освещением и движением штор и экрана.

Лингафонные кабинеты аудиокомпаративного типа («Эльфа», «Тесла») помимо названных дидактических возможностей обеспечивают прослушивание образцовой фонограммы и запись речи учащихся на каждом рабочем месте, снабженном собственным магнитофоном. Это повышает уровень индивидуализации обучения.

Проведенные специалистами опросы учителей выявили два фактора, снижающие эффективность использования лингафонных кабинетов в школе: большие неучтенные затраты времени на подготовку урока с их применением и недостатки технического обслуживания лингафонных кабинетов, ведущие к частым отказам аппаратуры.

Поиски оптимальных организационно-педагогических условий, обеспечивающих комплексное использование всех имеющихся в школе аудиовизуальных и других средств обучения всеми учителями, привели к созданию в школах технических центров.

Первым этапом в развитии технических центров было создание звуковых центров школьных радиоузлов типа РУШ, из которых основная звуковая учебная информация (грамзапись, магнитофонная запись, радиопередача) передавалась в учебные кабинеты.

Развитие современной видеомагнитофонной и телевизионной техники дает возможность перехода к созданию технических центров с замкнутой телевизионной системой. Из такого центра можно передавать по заказам учителей в учебные кабинеты не только звуковую информацию, но и учебные кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, телепередачи, видеозаписи, иллюстративный материал. На базе такого технического центра можно также организовать работу школьной телестудии.

Технический центр общеобразовательной школы включает основные компоненты: систему телевизионно-кабельной связи для подачи в учебные кабинеты видеоинформации; систему проводной двусторонней звуковой связи, обеспечивающей подачу в кабинеты звуковой информации и обратную связь с техническим центром; мобильный (передвижной) фонд проекционной и звукотехнической аппаратуры, используемый для демонстрации непосредственно в кабинете цветных кинофрагментов и кинофильмов, а также цветных и озвученных кадров диафильмов и диапозитивов. В задачу технического центра входят приобретение аппаратуры, наладка, профилактика неисправностей технических средств, организация их хранения и использования, посильное изготовление аудиовизуальных средств, помощь учителям в применении их на уроках и во внеклассной работе, организация подготовки учителей и учащихся для работы с техническими средствами. Наличие технического центра в общеобразовательной школе не исключает стационарного оснащения отдельных учебных кабинетов вычислительной техникой, ПК, лингафонным оборудованием, контролирующими устройствами, графопроекторами и другой аппаратурой повседневного пользования.

Опыт работы технических центров показал, что использование их, с одной стороны, облегчает деятельность учителя на уроке, а с другой - требует его тщательной подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен составить расширенный план, четко определить в нем необходимый комплекс средств обучения, место каждого из них на уроке, методические приемы использования, время, необходимое для их демонстрации. Такой план служит своеобразной инструктивной карточкой для обслуживающего персонала технического центра, позволяющей представить, в какой последовательности и когда необходимо осуществлять подачу зрительной и звуковой информации на уроке. Применение технического центра создает для учителя неограниченные возможности по совершенствованию урока, расширению методов и приемов обучения и воспитания.

В общеобразовательных школах наряду с техническими центрами с замкнутой (кабельной) системой учебного телевидения стали появляться и так называемые мини-телецентры, включающие компактные телепроекционные мультиплексные системы различного назначения.

В этом случае видеозапись с экрана производится в незатемненном помещении, так как изображение может иметь небольшие размеры, при которых оно достигает значительной яркости (поэтому засветка экрана не имеет существенного значения).

Телекамеру подключают на вход фабричного или самодельного высокочастотного адаптера, позволяющего подключить к нему через стандартные телевизионные антенные разветвители практически любое количество телевизоров без каких бы то ни было переделок последних, соединяя разветвители с их антенными гнездами.

Таким образом, телекамера - адаптер - телевизор в простейшем случае представляют собой телеэпипроектор, с помощью которого можно демонстрировать в незатемненном помещении на экране телевизора самую разнообразную графическую информацию и небольшие объекты. Для изменения масштаба изображения телекамеру и объекты съемки сближают или удаляют. Таким способом можно добиться десятикратного увеличения, а при использовании вариообъектива или удлинительных колец изменение масштаба может быть еще бульшим.

К аудиторной технике относят и разнообразные средства связи типа применяемых с 80-х годов классов «АМК-1» на 42 рабочих места и удобного переносного класса контроля «КАДИ-БД». Легко транспортируемый и быстро устанавливаемый, он позволяет провести программированный опрос в любом необорудованном помещении.

В тех школах, где пока нет достаточных средств для приобретения современной компьютерной техники, оборудовать видеоклассы можно из более дешевых и доступных ТСО силами преподавателей физики, труда, других специалистов, привлекая старшеклассников. Подробно о их создании можно прочитать в следующих пособиях: Брысин П. М. Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе. - М., 1984; Физический эксперимент в школе. Вып. 6. - М., 1981; Кочетов С. И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. - М., 1988.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: