Тема 12. Рекламации и штрафные санкции

1. Рекламациями называются претензии, предъявляемые одним контрагентом сделки другому контрагенту в связи с неисполне­нием или ненадлежащим исполнением условий контракта.

Рекламаиия включает:

• извещение о нарушении или очевидной возможности наруше­
ния договора;

• доказательство этого нарушения;

• требования устранить совершенное или предотвратить воз­
можное нарушение, возместить ущерб и уплатить штраф, пре­
дусмотренный в контракте или законе, а также доказательства,
которые обосновывают предъявленные требования.

В контракте обычно устанавливают:

• порядок предъявления рекламаций;

• сроки, в течение которых рекламации могут быть заявлены;

• права и обязанности сторон в связи с представлением рекламаций;

• способы урегулирования рекламаций.

Сроки предъявления рекламации зависят от характера поставляе­мого товара, а также от соотношения сил контрагентов. Обычно, чем больше преимуществ у покупателя перед продавцом в их взаимоотношениях, тем более продолжителен срок предъявления рекламации. Очень часто в контрактах устанавливаются разные сроки для предъявления рекламаций по качеству и количеству (сроки рекламаций по качеству значительно длиннее).

Продавец обязан рассмотреть рекламацию и сообщить по ней свое мнение (подтвердить согласие или отказаться от удовлетво­рения) без промедления, но не позднее срока, установленного в контракте. Если в течение этого срока продавец не даст отве­та по существу претензии, то она считается признанной про­давцом и покупатель имеет право обратиться в арбитраж с от­несением расходов по арбитражному делу на счет продавца. Урегулирование рекламации может быть произведено одним из следующих способов:

• восполнением недогруза отдельной партией или при последующих поставках;

• путем возврата товара и уплаты его стоимости наличными;

• исправлением дефектов в товаре за счет продавца;

• заменой одного товара другим, соответствующим условиям кон­
тракта (все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом товара и его заменой, оплачиваются продавцом);

• предоставлением скидки с цены товара или путем уценки всей
партии товара пропорционально проценту дефектного товара.
Эту скидку в международной торговле принято называть рефакцией. При поставке товара более высокого качества, чем предусмотрено в контракте, покупатель уплачивает продавцу надбавку
за повышенное качество, которая называется бонификацией;

• обязательством зачесть установленную сумму за товар при рас­
четах по последующим поставкам по тому же контракту или
при последующей сделке.

При продаже товаров, обладающих индивидуальными призна­ками, обычно в контракт включается условие о замене товара в случае предъявления рекламации.

2. В контракте оговариваются и санкции, которые могут быть при­менены к сторонам в случае нарушения сроков поставки или сро­ков и условий платежа.

За просрочку поставки, если она не вызвана форс-мажорными обстоятельствами, продавец обязан уплатить неустойку — конвен­циональный штраф. Обычно штраф предусматривается в тех слу­чаях, когда покупатель оплачивает товар полностью или частично авансом. Размер конвенциального штрафа фиксируется в контракте в виде процента от стоимости непоставленного товара или в виде определенной твердой суммы.

Если продавец не уплачивает штраф, несмотря на предупреж­дение покупателя, последний имеет все основания для обра­щения в арбитраж.

Штрафные санкции в отношении нарушения сроков оплаты также применяются в виде начисления процентов на неуплаченную во­время сумму.

Кроме штрафов стороны могут оговорить в контракте порядок возмещения убытков, понесенных одной из сторон из-за наруше­ния другой стороной своих обязательств. Иногда штрафы и воз­мещения могут быть одновременно предусмотрены в контракте, иногда в виде санкций к нарушителю могут быть предъявлены требования либо уплатить штраф, либо возместить убытки. Здесь нужно учесть, что законодательство некоторых стран, в част­ности США и Великобритании, не признает конвенциональ­ных штрафов, поэтому нарушитель, если контракт подчиняется материальному праву этих стран, будет обязан только возмес­тить убытки.

Контракт обычно предусматривает целый ряд штрафных санкций, с помощью которых покупатель стремится стимулировать про­давца в своевременном исполнении обязательств и компенси­ровать свои возможные потери. Штрафные санкции обычно воз­растают в зависимости от длительности нарушения обязательств (просрочка и т. д.).

Упаковка и маркировка:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: