1. При определении условий платежа в контракте устанавливается:
- валюта платежа;
✓ срок платежа;
✓ способ платежа и формы расчетов;
✓ оговорки, направленные на уменьшение или устранение валютного риска.
2. Валюта платежа может совпадать или не совпадать с валю-
той цены контракта (см. вопрос 39). Несовпадение может быть
обусловлено тем, что цена выражена в валюте международных
расчетов, а платеж может проводиться в валюте страны-импортера
или страны-экспортера, но, как правило, в том случае, если
эти валюты свободно конвертируемые.
Если же конвертируемость валюты одной из сторон по контракту ограничена, то используется либо валюта контрагента, либо международная ключевая валюта (валюта США, Японии, евро).
Иногда в контракте предусматривается право импортера произвести платеж в различных валютах по своему выбору.
Когда валюта платежа не совпадает с валютой цены, возникает вопрос о курсе пересчета валюты цены в валюту платежа. В контракте должен быть оговорен либо курс пересчета, либо способ его определения. При этом в контракте четко оговариваются следующие условия:
✓ валютный рынок, котировка валют которого будет принята за базу пересчета. Как правило, это рынок страны валюты платежа;
✓ вид курса: курс продавца, покупателя или средний курс, а также прямое указание на то, курс какого вида платежных средств (т. е. телеграфного или почтового перевода) будет использован для оплаты;
✓ время для определения курса по системе "Рейтер". Обычно это 12.00 (12 часов);
✓ день, по котировке валютного рынка которого должен быть произведен пересчет. Как правило, это день платежа или же день, предшествующий дню платежа.
3.В контракте стороны устанавливают сроки платежа.
Если сроки не установлены, то платеж производится через определенное число дней после получения продавцом подтверждения от покупателя о том, что товар предоставлен в его распоряжение. При других условиях поставки платеж производится через определенное число дней после уведомления продавцом покупателя об отправке товара. Конкретно это зависит от торговых обычаев, принятых в международной практике.
4. Валютные оговорки необходимы при несовпадении валюты цены и валюты платежа. Они представляют собой условие, которое оговаривает пересмотр суммы платежа в зависимости от изменения курса валюты.
Существуют следующие виды валютных оговорок:
✓ односторонние, действующие в интересах импортера или экспортера;
✓ двусторонние, действующие в интересах обеих сторон по контракту. При двусторонней оговорке пересчет суммы платежа производится как при повышении, так и при понижении курса валюты;
✓ мультивалютные, базирующиеся на изменении курсов нескольких валют, т. е. на валютной корзине.
Как правило, валютные оговорки предполагают пересчет суммы платежа в том случае, если курс валюты платежа отклонился от базисного на определенную величину.
Способы платежа:
1. От правильности выбора способов платежа, форм расчета и других финансовых условий зависит не только степень обеспеченности поступлениями валютной выручки для экспортера, а для импортера — получение оплаченного товара в соответствии с условиями контракта, но и скорость оборачиваемости средств, вложенных во внешнеторговую сделку.
Выбор указанных условий зависит от следующих обстоятельств:
✓ личных контактов между договаривающимися сторонами;
✓ длительности отношений между партнерами;
✓ финансового положения зарубежного партнера, его деловой репутации и торговой порядочности;
✓ состояния конъюнктуры на том или ином товарном рынке, так как соотношение спроса и предложения на тот или иной товар определяет позиции экспортера и импортера;
✓ установившихся международных торговых правил и обычаев для продажи определенных групп товара. Например, суда, дорогостоящее оборудование продаются, как правило, с частичной оплатой авансом, а оставшаяся часть — по коммерческому кредиту, в то время как ряд других товаров, в основном биржевых, продается и покупается на мировых рынках по стандартным условиям;
✓ действующих норм международного валютного и финансового права, а также норм национального законодательства;
✓ наличия в межправительственных соглашениях положений, определяющих валютно-финансовые взаимоотношения контрагентов.
Финансовые условия включают:
✓ условия расчетов;
✓ формы расчетов;
✓ порядок несения банковских расходов;
✓ меры финансовой ответственности сторон.
Условия расчетов предусматривают, на какой стадии движения проданного по контракту товара должна быть произведена его оплата.
В международной практике применяются расчеты с использованием следующих основных способов платежа:
✓ наличный платеж;
✓ авансовый платеж;
✓ платеж в кредит.
2. Наличный платеж производится через банк до или против, но не позднее передачи экспортером товарораспорядительных документов или самого товара в распоряжение покупателя. Этот платеж предусматривает оплату товаров в полной стоимости в период от его готовности для экспорта до перехода в распоряжение покупателя. Он может осуществляться как единовременно, так и по частям.
Развитие средств международной связи и ускорение транспортировки товаров стало создавать ситуации, когда товар прибывает в пункт назначения раньше документов, подлежащих оплате. Поэтому покупатель имеет возможность вступить во владение товаром до его оплаты.
Наличный единовременный платеж предполагает оплату полной стоимости товара по одному из перечисленных условий:
✓ по получении телеграфного извещения экспортера о готовности товара к отгрузке;
✓ получении телеграфного извещения капитана судна об окончании погрузки товара на судно в порту отправления;
✓ при вручения импортеру комплекта документов, перечисленных в контракте;
✓ вручении отгрузочных документов с предоставлением для оплаты нескольких льготных дней или часов;
✓ получении телекса банка экспортера банку импортера о приеме и отсылке отгрузочных документов.
В этих случаях экспортер обычно требует от импортера предоставления банковской гарантии против приемки импортером товара в порту назначения.
Перечисленные условия даны в последовательности с точки зрения убывания интересов экспортера. Первое условие наиболее выгодное для экспортера, последнее — для импортера.
Наличный платеж по частям предусматривает осуществление платежей несколькими взносами в соответствии с условиями, оговоренными в контракте. Такая разбивка платежа на части может делаться по условиям поставки или по мере готовности товара.
3. При авансовом платеже оплата товара производится до мо-
мента начала поставки товара или по получении документарного
подтверждения готовности товаров к отправке. В том случае,
если авансовый платеж производится до начала поставки това-
ра, то в контракте фиксируется время между авансовым плате-
жом и началом поставки. Авансовый платеж в виде частичных
выплат обычно составляет 10-25% суммы контракта. Авансовые
платежи выгодны экспортеру и невыгодны импортеру, поскольку
последний не имеет гарантии в получении товара и у него за-
медляется оборачиваемость средств (оборот капитала).
Авансовый платеж также представляет собой:
✓ форму кредитования импортером экспортера;
✓ средство обеспечения обязательств, принятых покупателем по контракту.
Аванс может быть представлен в 2 формах.
✓ денежной (определяется в процентах от общей суммы контракта);
✓ товарной (предоставление заказчиком-импортером экспортеру сырьевых материалов или комплектующих частей, необходимых для изготовления заказанного оборудования).
4. Расчеты на основе коммерческого кредита подразумевают оплату
товара через некоторое время после его поставки, т. е. преду-
сматривают рассрочку платежа.
Главная проблема кредитных отношений — гарантирование платежей за поставленные товары. В практике международной торговли одной из наиболее распространенных форм гарантий является вексельная.
Вексель — это безусловное обязательство должника выплатить указанную в нем сумму по истечении установленного в нем срока.
Векселя могут предаваться от одного векселедержателя другому, при этом на их оборотной стороне наносится передаточная надпись — индоссамент - с указанием или без указания имени нового держателя. Должник и все лица, являющиеся держателями, несут перед последним векселедержателем солидарную ответственность по выплате указанной суммы.
В международной практике широко применяются переводные векселя — тратты. Тратта — документ, содержащий безусловный приказ кредитора (трассанта) заемщику (трассату) об уплате в установленный срок определенной суммы трассанту или третьему лицу — векселедержателю (ремитенту), которым чаще всего является банк кредитора.
Выписанные экспортером тратты передаются импортеру, который в случае согласия с указанными в траттах условиями подтверждает их путем подписи (акцептует). Тратты являются ценными бумагами и могут быть использованы как средство платежа.
Выделяют 2 вида тратт:
✓ с платежом по предъявлению. Эта тратта оплачивается по представлению трассату, если он принимает ее к оплате;
✓ с платежом в определенный срок. Принятая тратта является обещанием участника сделки оплатить ее. Если тратта принята банком, она становится банковским акцептом, а если какой-либо фирмой — торговым акцептом.
На рисунке представлена схема переводного векселя.
• 1 — поставка товар (выписывается вексель);. 2 — акцепт векселя в банке импортера;
• 3 — передача акцептованного векселя обратно экспортеру;
• 4 — передача экспортером платежного поручения своему банку на оплату векселя;
• 5 — учет векселя;
• 6 — предъявление векселя к оплате в установленный срок;
• 7 — получение платежа.
Условие расчета на основе коммерческого кредита наиболее выгодно для импортера.
На практике нередко различные условия применяются в комбинации друг с другом. Например, 25% стоимости контракта оплачивается авансом, а на оставшуюся часть предоставляется коммерческий кредит.
Расчеты платежными поручениями:
1.Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение плательщика обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.
2. Расчеты платежными поручениями являются одной из самых распространенных форм расчетов. Ими рассчитываются:
✓ с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты или по согласованию;
✓ с кредиторами;
✓ при перечислении налогов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
✓ с работниками при переводе заработной платы на их счета в Сбербанк и другие банки;
✓ по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);
✓ в целях возврата или размещения кредитов (займов) или депозитов и уплаты процентов по ним и т. д.
Платежные поручения исполняются банками при наличии денег на счетах плательщиков, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком.
Платежные поручения, представленные в банк на бланке установленной формы, действительны в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Они, как и другие банковские документы, заполняются на пишущей машинке без исправлений и подчисток, сумма фиксируется с начала строки и пишется с заглавной буквы.
3. При оформлении платежного поручения следует правильно указывать:
✓ получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит вероятность перечисления средств не по адресу и скорость расчетов);
✓ идентификационные номера плательщика и получателя;
✓ назначение платежа (в случае предоплаты фиксируется номер счета, при оплате полученного товара — номер накладной), разбивка суммы (например, выделяется НДС). При этом основания, отраженные в банковских документах, должны соответствовать первичным документам во избежание дальнейших неприятностей с инспектором.
В случае требования со стороны получателя досрочного подтверждения перечисления средств плательщику в банке можно получить копию платежного поручения с исполнением. Экземпляр документа, на котором проставлена банковская печать (печать, а не штамп), является гарантией фактического перечисления денег.
Расчеты по инкассо:
1.Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа, для чего банк-эмитент вправе привлекать другие банки.
Данные расчеты осуществляются на основании:
- инкассовых поручений, оплачиваемых в бесспорном порядке;
-платежных требований, оплата которых может производиться:
• по распоряжению плательщика (с предварительным акцептом);
• или без его распоряжения (в безакцептном порядке).
Банк, принявший на инкассо расчетные документы, после проверки обязуется доставить их по назначению в исполняющий банк.
Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
2. В инкассовом поручении содержится подробное указание по осу-
ществлению операции.
В нем приводятся:
✓ полные реквизиты и адрес плательщика;
✓ сумма платежа;
✓ наименование валюты платежа;
✓ список прилагаемых документов и порядковый номер каждого;
✓ условия передачи документов плательщику (против платежа или акцепта);
✓ время вручения документов.
Инкассовая сумма за вычетом комиссии и других оговоренных расходов без какой-либо задержки предоставляется в распоряжение того лица, от которого получено инкассовое поручение.
3. Платежное требование представляет собой расчетный документ,
содержащий требование кредитора — получателя средств (по-
ставщика) к должнику — плательщику (покупателю) оплатить
определенную денежную сумму через банк. Платежные требова-
ния применяются при расчетах за поставленные товары, вы-
полненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях,
предусмотренных в договоре между плательщиком и получате-
лем денег.
Платежное требование выписывается поставщиком на бланке (ф. 0401061) и отправляется в обслуживающий банк, а оттуда — в банк плательщика. При этом, если в договоре между сторонами установлено безакцептное списание средств (о чем в платежном требовании сделана надпись с указанием основания), то деньги списываются со счета плательщика без его согласия. Безакцептное списание на имя некоторых получателей может быть предусмотрено и в договоре банковского счета. Также без согласия и в бесспорном порядке списываются средства на основании инкассовых поручений, которые применяются для взыскания по исполнительным документам, в предусмотренных сторонами договора случаях или когда бесспорный порядок списания установлен законодательно (в том числе органами, выполняющими контрольные функции).
Когда сторонами предусмотрен акцепт, его срок указывается в платежном требовании (не может быть менее 3 рабочих дней).
В течение этого времени (без указания используются 3 дня) плательщик может отказаться от акцепта полностью или частично, о чем должно быть составлено в 3 экземплярах заявление об отказе от акцепта. При отсутствии такого заявления по истечении 3 рабочих дней с момента передачи плательщику по следнего экземпляра платежного требования исполняющий бан оплачивает его.
Правила оформления данного документа аналогичны действующим при заполнении платежного поручения (заполняется на пишущей машинке, без помарок и исправлений, первый экземпляр заверяется подписями и печатью). В нем указываются кроме условий оплаты, срока для акцепта также дата отсылки предусмотренных договором документов и наименование предмета договора, его номер и дата (в том числе других необходимых документов), дата и способ поставки товара (работ, услуг).
Расчеты аккредитивами:
1. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство,
принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению платель-
щика:
✓ произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении им документов, соответствующих условиям аккредитива;
✓ или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.
В тех случаях, когда поставщик товара сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать удобным способом разрешения конфликта. В последнее время она получает все большее распространение.
Аккредитив может быть предназначен только для расчетов с одним поставщиком.
Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и получателем, в котором кроме наименований сторон, суммы и вида аккредитива следует указать:
✓ наименование банка-эмитента и банка, обслуживающего получателя средств;
✓ способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, а плательщика — о номере счета для депонирования средств;
✓ полный перечень и точную характеристику документов, представляемых получателем средств;
✓ сроки действия аккредитива, представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению;
✓ другие необходимые документы и условия (условие оплаты — с акцептом или без акцепта, ответственность за неисполнение).
2. Аккредитивы могут быть:
✓ покрытыми (депонированными);
✓ непокрытыми (гарантированными);
✓ отзывными;
✓ безотзывными.
Покрытые (депонированные) — это аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств.
При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
Наиболее распространенной формой являются расчеты покрытыми аккредитивами.
Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву). Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который извещает банк поставщика (исполняющий банк), а он уже в свою очередь — поставщика. Но исполняющий банк должен оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
Безотзывный аккредитив не может быть аннулирован или изменен без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.
3. Для открытия аккредитива плательщик представляет в обслуживающий его банк (банк-эмитент) заявление на соответствующем бланке (ф. 0401063).
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором должны быть указаны:
✓ наименование банка-эмитента;
✓ наименование банка, обслуживающего получателя средств;
✓ наименование получателя средств;
✓ сумма аккредитива;
✓ вид аккредитива;
✓ способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
✓ способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;
✓ полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;
✓ сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;
✓ условие оплаты (с акцептом или без акцепта);
✓ ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
В основной договор могут быть включены иные положения, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.
Плательщик в аккредитиве, заполняемом, как и другие банковские документы, на пишущей машинке, обязан указать:
✓ вид аккредитива (при отсутствии — отзывный);
✓ условие оплаты (с акцептом или без него);
✓ номер счета в исполняющем банке для депонирования средств при покрытом аккредитиве;
✓ срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива);
✓ полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву:
• наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив;
• номер и дату основного договора;
• срок отгрузки товаров или оказания услуг;
• наименование грузополучателя;. место назначения платежа.
Аккредитив представляется в количестве экземпляров, необходимом банку плательщика для выполнения его условий.
Для получения средств по аккредитиву получатель средств (поставщик), отгрузив товары, представляет в пределах срока действия аккредитива реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в обслуживающий банк.
При выплате по аккредитиву банк получателя средств (исполняющий банк) обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати поставщика на нем заявленным образцам.
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцептной надписи и соответствие подписи уполномоченного представленному им образцу. При этом уполномоченные лица обязаны представить исполняющему банку.
✓ паспорт или другой заменяющий его документ;
✓ образец своей подписи (проставляется в банке на карточке образцов подписей);
✓ доверенность, выданную организацией, открывшей аккредитив.
Уполномоченный на осуществление акцепта представитель покупателя на реестрах счетов делает соответствующую надпись закрепляет ее своей подписью с указанием даты акцепта.
Не принимаются к оплате реестры счетов без указания в них даты отгрузки, номеров товарно-транспортных документов, номеров почтовых квитанций при отправке товара через предприятия связи, номеров или дат приемо-сдаточных документов и вида транспорта, которым отправлен груз при приеме товара представителем покупателя на месте у поставщика.
Реестр счетов представляется поставщиком банку в 4 экземплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве основания для списания, четвертый выдается получателю средств в качестве расписки в приеме реестра счетов, а второй с приложением товарно-транспортных документов и иных требуемых условиями аккредитива документов, а также третий экземпляр отсылаются банку-эмитенту для вручения плательщику.
Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:
✓ по истечении срока аккредитива;
✓ заявлению получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока (если такая возможность предусмотрена условиями аккредитива). При этом банку-эмитенту посылается уведомление исполняющим банком;
распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива (если это предусмотрено условиями аккредитива), о чем посылается сообщение банку-эмитенту.
Расчеты чеками:
1.Чек— это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем может быть любое юридическое или физическое лицо, имеющее средства в банке, которыми оно распоряжается путем выставления чеков в пользу чекодержателя; плательщиком является банк чекодателя.
Чек очень удобен для расчетов в тех случаях, когда:
- плательщик опасается отдать деньги до того, как получит товар;
-поставщик не хочет передать товар до получения гарантий платежа;
-плательщик находится в командировке и в случае приобретения
различных необходимых материалов изначально неизвестен продавец (чековой книжкой пользоваться удобно).
В случае расчетов чеками поставщик полностью обезопасит себя от сомнений по срокам расчета с покупателем и ускорит оплату.
2. Чек обязательно должен содержать следующие реквизиты:
• наименование "чек";
• поручение плательщику (банку) выплатить определенную сумму;
• наименование плательщика и номер счета, с которого производится платеж;
• указание валюты платежа, даты и места составления чека (при
отсутствии информации о месте выдачи, считается, что чек
подписан в месте нахождения чекодателя);
• подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя.
Кроме обязательных чеки содержат дополнительные реквизиты. Форма чеков определяется кредитной организацией самостоятельно.
При расчетах чеками следует помнить, что чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии (при этом указание о процентах считается ненаписанным).
Чек не может быть отозван чекодателем до истечения установленного внутрибанковскими правилами срока для его предъявления к оплате (представление чека в банк чекодержателем).
Убытки, возникшие в результате оплаты плательщиком (банком) утраченного или похищенного чека, несет чекодатель или плательщик в зависимости от того, по чьей вине они возникли. Лицо, оплатившее чек, может потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа.
Тема 11. Порядок отгрузки и условия сдачи-приемки товара
Сроки поставки товара:
1.Срок поставки — согласованные сторонами и предусмотренные в контракте временные периоды, в течение которых продавец должен передать предмет сделки покупателю.Предмет сделки может быть поставлен как единовременно, так и в течение какого-то определенного периода по частям. При единовременной поставке стороны указывают один срок поставки, при поставке в течение определенного периода времени — сроки поставки для каждой партии.
2. Сроки поставки могут быть установлены следующими способами:
• определением фиксированной даты поставки;
- определением периода, в течение которого должна быть произведена поставка;
- применением специальных терминов ("со склада", "немедленная поставка" и т. д.).
Наиболее часто в мировой торговле для определения сроков поставки используют календарные периоды (например, квартал, месяц). Конкретная календарная дата в качестве срока поставки фиксируется очень редко.
Под немедленной поставкой во внешней торговле понимается поставка в течение конкретного срока после заключения сделки, который определяется торговыми обычаями и составляет от 1 до 14 рабочих дней. Обычно по подобным срокам осуществляются сделки на поставку товаров на аукционах, биржах, при продаже со складов продавца.
Досрочная поставка товара продавцом должна специально оговариваться в контракте. В противном случае досрочная поставка возможна только с согласия покупателя.
Часто в контракт купли-продажи вносится оговорка о дате поставки, что позволяет сторонам сделки в дальнейшем избежать споров о точности соблюдения сроков поставки.
3. Дата поставки зависит от способа поставки и может являться
датой:
• расписки транспортно-экспедиторской формы в приеме груза
для дальнейшей отправки по назначению;
• транспортного документа, подтверждающего принятие товара к
перевозке;
- складского свидетельства в случае несвоевременного предоставления покупателем тоннажа, когда продавец может воспользоваться своим правом передать товар на хранение на склад за счет покупателя;
• подписания приемо-сдаточного акта представителями продав
ца и покупателя после поставки последней партии, без кото
рой невозможно использовать все ранее поставленное обору
дование (обычно в контрактах на комплектное оборудование);
• подписания приемо-сдаточного акта представителями заказчика и поставщика и выдачи поставщиком заказчику сертификата на право собственности (в контрактах на суда).
В последнее время во внешнеторговой практике прослеживается тенденция ужесточения требований покупателей по точности сроков поставки, что дает им возможность снизить затраты на строительство и содержание складов комплектующих деталей для производства и запасов сырья.
Также ужесточились и санкции за просрочки в поставках товаров, в ответ на что продавцы для самостраховки стали менее уступчивы при снижении цен контрактов.
Тем не менее положение стабилизируется, и большинство контрактов теперь содержит предельный срок с правом продавца на небольшой период досрочной поставки или сразу устанавливается период поставки. Например, при сроках поставок от 3 до 6 месяцев продавцам обычно дается право поставить товар в течение 7—10 дней.
Покупателям же рекомендуется придерживаться следующего правила: чтобы продавцы не слишком завышали цену, не требовать без особой надобности поставок в слишком короткие промежутки времени или точно в срок (Just in time).
Качество товара:
1. Статья "Качество товара" обязательна для каждого международ
ного контракта. В соответствии с торговыми обычаями неко
торых стран контракты, в которых не присутствует данная статья,
могут считаться недействительными.
Качественные характеристики представляют собой совокупность свойств товара, определяющих его пригодность для использования по назначению.
2. Способами определения качества товара в контрактах являются:
• стандарты;
• спецификации;
• образцы;
• описание;
• предварительный осмотр;
содержание отдельных веществ в товаре.
При поставке товара по стандартам стороны могут выбрать и зафиксировать как национальный стандарт продавца, так и международный стандарт. Во многих странах применение национальных стандартов не является обязательным. Поэтому наиболее распространены стандарты, разрабатываемые союзами предпринимателей и различными ассоциациями.
При определении качества путем ссылки на стандарт следует обращать внимание на то, что в одном и том же стандарте может предусматриваться несколько сортов, марок или видов одного и того же товара, вследствие чего одного только указания стандарта будет недостаточно.
По техническим условиям продаются и покупаются главным образом машины и оборудование, а также товары, стандарты на которые отсутствуют или к ним предъявляются специальные требования по качеству.
Технические условия содержат подробную техническую характеристику товара, описание материалов, из которых он должен изготовляться, правила и методы проверки и испытаний.
Обычно по техническим условиям определяют качество товаров, исполняемых на основе индивидуальных заказов, уникального оборудования, сложного промышленного оборудования и т. д.
Технические условия приводятся или в самом тексте контракта или в приложении к нему.
Спецификация, являющаяся приложением к договору, содержит указание необходимых технических параметров, характеризующих товар. В основном они составляются экспортерами, так как характеризуют индивидуальный товар, но могут составляться и импортерами, различными организациями и ассоциациями национального или международного масштабов. В таком случае в контракте обязательно указывается организация, составившая спецификацию, и приводятся основные показатели этой спецификации,
Определение качества товара по образцам подразумевает предоставление продавцом покупателю образцов товара и подтверждение их покупателем, после чего они становятся эталоном. Данный способ распространен в торговле потребительскими товарами, а также некоторыми видами машин и оборудования индивидуального изготовления и часто используется при заключении контрактов на выставках и ярмарках.
В этом случае в контракт должно быть внесено указание о количестве отобранных образцов и о порядке сличения поставленного товара с образцом.
При определении качества товаров с индивидуальными признаками, например фруктов, применяется способ установления качества по описанию, при этом в контракте подробно описываются все свойства товара.
В торговле отдельными товарами могут существовать специальные | способы установления качества. Например, установление качества по предварительному осмотру применяется при продаже и покупке аукционных товаров, установление качества по содержанию отдельных веществ в товаре - при продаже руды, металлов, 1 химических веществ.
Основным документом, подтверждающим качество товара, является сертификат качества, выдаваемый либо фирмой-изготовителем, либо нейтральной организацией, осуществляю- 1 щей проверку качества товара.
Кроме указанных способов и предоставления сертификата качества, покупатель может потребовать у продавца осуществить за свой счет дополнительную проверку качества своими представителями, которыми могут быть специалисты покупателя или эксперты привлеченной им контрольной фирмы. Продавец обычно не только не отказывает покупателю в таком праве, чтобы не вызвать у него сомнения в качестве своей про- i дукции, но и, как правило, принимает на себя обязательства обес- 1 печить представителей покупателя рабочим помещением, необ- | ходимыми контрольными инструментами и аппаратурой и т. п.
3.Проверка качества может осуществляться 2 способами:
- выборочный контроль качества, который применяется к массовой и серийной продукции;
- приемка товара, которая обычно применяется к дорогостоящей и сложной продукции, как правило, индивидуального изготов- I ления. При приемке проверяется каждая единица товара с под- 1 писанием двустороннего акта между представителями постав- \ щика и покупателя. При приемке товара покупатель теряет право на предъявление претензии, кроме случаев обнаружения скрытых дефектов (это право покупатель должен оговорить в контракте).
Гарантии качеств:
1. Гарантии качества — это надежность характеристик товара,
пригодность товара к использованию в течение определенного срока.
Стороны согласовывают в контракте: • сроки гарантий (гарантийный период); ь/ обязанности продавца в течение гарантийного периода; t/ порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций.
Объем предоставляемой гарантии зависит от характера товара и технических условий контракта. В контрактах на стандартные машины и оборудование обычно содержится только указание на то, что продавец гарантирует высокое качество и нормальную работу проданных машин. В контрактах на комплектное и другое сложное оборудование, а также на суда объем гарантий значительно выше. Срок гарантии может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.
1. Гарантийные сроки устанавливаются сторонами сделки с учетом сложившейся международной практики и вида товара. Гарантийный период может исчисляться:
- с даты поставки товара;
- даты передачи товара первому потребителю;
- момента получения покупателем от продавца уведомления в письменной форме о том, что оборудование готово к отправке;
- даты пуска оборудования в эксплуатацию.
В пределах согласованного срока продавец несет ответственность за качество поставленного товара и его эффективную эксплуатацию. Если в течение срока гарантии оборудование окажется дефектным или не будет соответствовать условиям контракта, продавец обязан за свой счет по выбору покупателя устранить дефекты или заменить дефектное оборудование новым, доброкачественным оборудованием, которое поставляется без промедления в установленное в договоре место. Если устранение дефектов проводится по согласованию между сторонами силами покупателя, продавец обязан возместить ему связанные с этим расходы.
Если недостатки не могут быть устранены обеими сторонами, то покупатель вправе отказаться от контракта либо потребовать продавца соразмерного уменьшения цены поставленного оборудования. Продавец в этом случае обязан возвратить все суммы, уплаченные покупателем по контракту, включая определенные проценты годовых, и возместить понесенные им убытки.
3. В контракте перечисляются также случаи, когда гарантии
не распространяются. Это:
• неправильное хранение;
• ненадлежащая эксплуатация;
• чрезмерные нагрузки;
• применение изделия не по назначению;
• недостаточный или неправильный монтаж;
• пуск в ход неквалифицированным персоналом покупателя;
• несоблюдение покупателем технических инструкций продавца,
касающихся монтажа или сборки и пуска;
• поломки и повреждения, возникшие при транспортировке товара.
Гарантия может не распространяться на быстроизнашивающие
ся детали и запасные части.
4. При обнаружении дефектов покупатель в течение гарантийного
периода имеет право предъявить продавцу претензии по качеству.
В контракте стороны указывают возможные способы удовле
творения обоснованных рекламаций:
• устранение дефекта;
• частичная или полная замена товара;
• уценка и др.
Порядок предъявления рекламаций предусматривает установление сроков для предъявления рекламаций, определяет виды представляемых при этом документов, сроки ответа на рекламации.
При поставке сложного оборудования, требующего монтажа и технического обслуживания силами продавца, контракт должен содержать условия, оговаривающие порядок монтажа и техобслуживания. Эти условия могут быть включены в сам текст контракта отдельным пунктом, однако можно оговорить все эти условия в отдельном контракте на монтаж и техническое обслуживание, который будет дополнять основной контракт купли-продажи. Стоимость монтажных работ можно сразу заложить в стоимость оборудования по контракту купли-продажи, но можно оплату этих работ обусловить в контракте на монтаж и техобслуживание.
Порядок отгрузки и условия сдачи- приёмки товара:
1. Для удобства покупателя в контракте дается описание отгру
зочных инструкций и указывается на обязанность продавца уве
домить покупателя о готовности товара к отгрузке и о произве
денной отгрузке. В контракте также определяется срок, исчис
ляемый числом дней до начала поставки, в течение которого
продавец должен уведомить покупателя о предполагаемой дате
отгрузки.
При контрактных поставках большую роль играет сдача-приемка товара.
Под сдачей товара понимается передача товара продавцом во владение покупателю в соответствии с условиями контракта купли-продажи.
Под приемкой товара понимается проверка покупателем соответствия качества и комплектности товара его характеристике и техническим условиям, указанным в контракте.
Сдача-приемка представляет собой единый акт, который в контракте может быть выражен, например, такой формулировкой: "Товар считается поставленным продавцом и принятым покупателем".
В результате осуществления сдачи-приемки:
- покупатель получает возможность распоряжаться товаром;
- продавец считается выполнившим свои обязательства.
2. В контракте стороны устанавливают порядок сдачи-приемки:
- вид сдачи-приемки {предварительная или окончательная);
- место и сроки сдачи-приемки;
- способы сдачи-приемки товара по количеству;
- способы сдачи-приемки товара по качеству.
Предварительная сдача-приемка имеет целью осмотр товара на предприятии продавца для установления его количества и качества условиям договора, а также установление соответствия правильности упаковки и маркировки товара. Покупатель может забраковать товар, если обнаружит недостатки в качестве и количестве товара, или же потребовать устранения недостатков.
Окончательная сдача-приемка означает фактическое выполнение контракта по получению товара соответствующего количества и качества. Данные окончательной приемки являются основой для расчетов сторон.
Место фактической сдачи-приемки товара точно устанавливается в договоре рядом с наименованием базисного условия поставки. Оно может быть выбрано как в стране продавца, так и в стране покупателя. Это может быть:
• предприятие или склад продавца;
• согласованный порт отгрузки;
• железнодорожная станция отправления;
• аэропорт;
• порт назначения;
• пограничная или конечная железнодорожная станция в стране
назначения;
• склад покупателя или конечный пункт реализации товара.
Если необходимо, в контракте определяется место предварительной и окончательной приемки.
Срок сдачи товара определяется сроком поставки, установленным в контракте. Сроки приемки товара по количеству и качеству, как правило, не совпадают.
По количеству приемка осуществляется путем пересчета либо взвешивания товара, и ее результаты отражаются в соответствующих документах. Проверку по количеству покупатель обычно обязан произвести немедленно по прибытии товара.
По качеству сдача-приемка товара проводится либо на основе документа, подтверждающего соответствие качества товара yc-j ловиям контракта, либо проверкой качества фактически поставленного товара в месте приемки. В последнем случае это может осуществляться путем проведения качественного анализа, осмотра товара, сличения ранее отобранных образцов, проведения инспектирования и испытаний.
Вопрос о том, кем производится сдача-приемка товара, огова-ривается в контракте. Приемка может осуществляться сторонами или их представителями совместно; указанной в контракте компетентной организацией в стране экспортера, вы-1 дающей сертификат о качестве; указанной в контракте неза-•,, интересованной контролирующей организацией, назначенной по согласию сторон.
Если стороны избрали систему приемки в присутствии обеих сторон и если покупатель или продавец не явится, то приемка: товара может производиться в отсутствие неявившейся стороны, но с обязательным присутствием третьего, незаинтересованного лица, назначенного сторонами. При этом расходы по приемке, связанные с участием третьего лица, относятся на счет неявившейся стороны.
В контракте может быть сделана оговорка о том, что с согласия покупателя продавец имеет право поставить товар без приемки. Иногда в контракте специально оговаривается, что после сдачи-приемки товара до даты, предусмотренной договором для вывоза этого товара, продавец обязан обеспечить его сохранность. К участию в приемке товара по количеству и качеству и составлению актов экспертиз, на основании которых покупатель может предъявить претензию продавцу или перевозчику, привлекаются эксперты из торгово-промышленных палат или их региональных отделений, аварийные комиссары страховых компаний или компетентные представители незаинтересованных организаций.
В контракте стороны должны предусмотреть последствия несоответствия качества товара обусловленному в договоре (скидки, замена товара, устранение дефекта и др.).