Введение. В последней трети XX в. произошло формирование рынка интеллектуальной собственности

В последней трети XX в. произошло формирование рынка интеллектуальной собственности. Этому способствовали следующие факторы: превращение знаний в основной фактор экономического развития с главным ресурсом – информационной технологией; выход на рынок новых объектов интеллектуальной собственности; глобализация товарных, финансовых и научно-технических рынков; переход к рыночной экономике постсоциалистических стран, а также одновременные процессы регионализации и гармонизации патентных систем и попытки выработки глобальной системы охраны интеллектуальной собственности.

Предпосылками формирования рынка интеллектуальной собственности явились превращение технологии в товар, создание системы прав собственности на научно-технические достижения, распространение лицензирования в качестве основной формы передачи технологии, формирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, превращение знаний в товар и развитие информационной экономики.

С развитием глобальных информационных сетей и электронной торговли интеллектуальная собственность стала глобальным товаром, а лицензирование превратилось в один из главных способов товарообмена в мировом масштабе.

Система охраны интеллектуальной собственности – одно из важнейших нетарифных ограничений внешней торговли, ее эффективность является залогом привлечения иностранных предприятий и инвестиций в страну.

Однако нематериальный характер интеллектуальной собственности, а также сам характер новой технологии, позволяющей тиражировать ее с минимальными затратами, сделали ее чрезвычайно уязвимой для несанкционированного воспроизводства. Рост потерь от контрафактного использования интеллектуальной собственности привел к появлению новых форм страхования – страхования убытков, связанных с правами на данную собственность.

Проникновение коммерции в Интернет привело к возникновению абсолютно новых проблем, связанных с охраной интеллектуальной собственности (отношения в интернете носят виртуальный, экстерриториальный характер, а действие патента или товарного знака территориально ограничено).


Тема 1. Интеллектуальная собственность:
сущность и основные понятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: