double arrow

СПОСОБЫ ВЗЫСКАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ


Рисунок 18.1. Способы взыскания дебиторской задолженности

1.Организация работы кредитного управления.Компании, предоставляющие торговые кредиты, несут издержки по содержанию кредитного управления.

Существует много причин, почему компаниям выгодно создавать отдельную компанию по выполнению функций торгового кредитования, но основной является желание разделить функции производства и финансирования продукции компании. Например, дочернее финансовое предприятие может заимствовать средства от своего лица, предоставляя в качестве обеспечения существующую дебиторскую задолженность. Дочерняя компания зачастую может иметь кредитный рейтинг выше, чем сама материнская компания. Это позволяет фирмам снизить издержки долгового финансирования по сравнению с тем случаем, когда функции производства и финансирования продукции объединены в одном лице.

2.Факторинг дебиторской задолженности.Вместо обеспечения займа кредитору за счет дебиторской задолженности фирма может воспользоваться для получения денег методом факторинга.

Под факторингом понимают продажу дебиторской задолженности финансовому учреждению (факторинговой фирме) обычно без права факторинговой фирмы предъявить требование к фирме, индоссировавшей вексель, если плательщик по векселю оказывается неплатежеспособным.




Путем факторинга фирма часто освобождается от расходов, вязанных с наличием у нее кредитного отдела и процессом сбора (инкассации) дебиторской задолженности. Следовательно, факторинг может служить инструментом для привлечения субподрядчика (аутсорминга) для сбора дебиторской задолженности и кредитования. Любой счет, который отказывается приобрести факторинговая фирма, заключает в себе неприемлемую степень кредитного риска, если, конечно, фирма не пожелает признать этот риск своим и не отгрузит нужные товары.

Таким образом, факторинговая фирма часто освобождает компанию от проведения проверок кредитоспособности своих клиентов, затрат на обработку дебиторской задолженности, расходов на инкассацию платежей по счетам дебиторов и затрат, связанных с безнадежными долгами. Основной недостаток факторинга заключается в том, что он иногда бывает очень дорогостоящим.

Факторинг – прямая продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании без регресса; покупатель берет на себя все кредитные риски и риски по востребованию денежных средств. В соответствии с договором банк обязуется оплатить сумму предоставленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты.

Целью факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определенную в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика. Доходы, получаемые продавцом, равны номинальной стоимости дебиторской задолженности минус комиссионные.



В факторинговых операциях участвуют три стороны:

· факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);

· клиент (поставщик товара, кредитор) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;

· предприятие (заемщик) – фирма–покупатель товара.

Стоимость соглашения факторинга включает комиссионные фирмы–фактора, процент за досрочную оплату предоставленных документов и скидки с номинальной суммы дебиторской задолженности (при высоком кредитном риске). Комиссия устанавливается в процентах от суммы счета–фактуры (обычно на уровне 1,5–2,5%). Соответственно с увеличением объема сделки растет и сумма комиссий. Процентная ставка за кредит, как правило, на 1–2% выше ставок денежного рынка (рынка краткосрочных кредитов).

Обычно банк оплачивает единовременно 80–90% стоимости счета–фактуры; 10–20% – это резерв, который будет возвращен после погашения дебитором всей суммы долга.

Например, сумма факторинговой операции составляет 200 тыс. руб., аванс – 90%, комиссия фактора – 3% плюс ежемесячный процент за аванс – 2%. Фирма, продавшая фактуру счета, получит:

Таблица 18.1







Сейчас читают про: