1. Идея народного суверенитета закреплена конституционно. Концентрация суверенитета народа, наций и народностей, населяющих страну.
2. Наличие развитого гражданского общества, защищающего неотчуждаемые права человека.
3. Создание институтов демократии, не допускающих сосредоточение власти в одних руках.
4. Независимость, автономность суда.
5. Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.
6. Участие граждан в управлении государством.
7. Сознательное и добровольное отречение граждан в своих правах и свободах в пользу закона.
Вывод: Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную конструкцию, практическая реализация его принципов зависит от возможностей государства и предполагает его высокий экономический потенциал. Поэтому правовое государство в развитых странах, осуществляющее активную социальную политику, получило статус социального.
2.Понятие социального государства, его сущностные характеристики
|
|
Понятие «социального государства» введено в научный оборот немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине 19 века. В России этой проблематикой занимался П.И. Новгородцев (1866-1924). Однако последующая череда глобальных политических событий в Европе отодвинули и замедлили разработку данной проблематике на длительный срок. Активный интерес и распространение идеи «социального государства» были стимулированы введением в Конституцию ФРГ (1949) положения «о демократическом, социальном и правовом государственном устройстве страны». В 1977г. два английских ученых – Ф. Норманн и Т. Тимоти – выделили три разновидности «социального» государства»:1.«позитивное государство» (прототип США); 2. «государство социальной безопасности» (Великобритания); 3.»социальное государство всеобщего благоденствия» (Швеция).
Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов:
1. Высокий уровень экономического развития государства.
2. Наличие правового государства.
3. Высокий уровень правовой и социальной культуры.
4. Достижение уровня «социального партнерства», во взаимоотношениях государства и общества.
Социальное государство выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.
Параметры социального государства поддаются количественному измерению в экономических показателях. Прежде всего, доля расходов на социальные нужды от ВВП. В 1993 г. она составляла в Финляндии 41%, в Норвегии – 52%, в Дании – 62%, В Швеции – 70%.
|
|
Цели и задачи социального государства:
1) защита каждого человека от нужды и бедности, гарантирование минимально достойного существования;
2) обеспечение большего равенства посредствам стирания различий в уровнях благосостояния;
3) Обеспечение большей защиты перед лицом непредвиденных жизненных ситуаций;
4) Обеспечение роста и расширения благосостояния людей
Вывод Приоритетом социального государства является обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. В современной литературе выделяют три идеологические трактовки социального государства: либеральная, консервативная и социал-демократическая.