double arrow

ТЕМА 8. ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ В ТУРИЗМЕ


ТЕМА 7. УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ В ТУРИЗМЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ТЕМА 1. ТУРИЗМ КАК МНОГОГРАННОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА. ИСТОРИЯ ТУРИЗМА.

1) Основные определения, сущность туризма, значение в жизни общества.

2) История туризма в России и мире.

3) Организационные формы и виды туризма.

1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ ТУРИЗМА, ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Туризм как сложное явление характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. Термин «туризм» не имеет корней и истоков в русском языке, он пришел в нашу речь из французской языковой системы — tourisme, от tour (прогулка, поездка) — путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время.

В настоящее время наиболее распространенным определением туризма, получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 г. Статистической комиссией ООН. Согласно ему туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями.




В ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» прописаны следующие определения:

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;



Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

Заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;

Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);



Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

Реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;

Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;

Экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

Гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

Инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

Значение туризма в жизни общества

Можно выделить 3 основных направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное.

Экономическое: туризм оказывает значительное влияние на решение экономических проблем общества и имеет сферы экономического воздействия: предпринимательскую, потребительскую, доходную, валютную.

Социальное: заключается в восстановлении психофизических ресурсов общества трудоспособности человека и социума в целом, рациональное использование свободного времени, обеспечение занятости населения, рост доходов трудящихся.

Гуманитарное: Интеллектуально-содержательная функция (познание жизни народов) и интеллектуально-познавательная (экскурсии). Мирная направленность туризма и воспитание пдрастающего поколения.

2. ИСТОРИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ И МИРЕ.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.

История туризма – это наука, изучающая путешествия. Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)

В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами .

Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало религиозным описаниям – “хождениям”. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места.

Туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:

• путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями;

• паломнические путешествия;

• поездки с целью лечения и оздоровления;

• образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор.

И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий.

Предпринимательский период (1890-1917 гг.)

Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП). Участники общества не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой.

Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов.

Работу по туризму на Северном Кавказе проводило Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске. Первое десятилетие XX в. для туризма на Кавказе характеризовалось развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ посещали и иностранные туристы.

Предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий.

Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг.

Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. Возникали первые учреждения пролетарского туризма.

Созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма.

Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и комсомольские активисты.

Этот период характеризуется следующими тенденциями:

• создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;

• формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;

• создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;

• формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;

• появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.

Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)

В 1927г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм.

ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране.

С 1929г. при нём были организованы детские туристско- экскурсионные станции.

Основным источником накопления финансового фонда явились взносы коллективных и индивидуальных членов.

Период развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.

В 1937-1940г.г. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жёсткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные туристы награждались значком «Турист СССР».

Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма.

В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была прекращена; Работа ТЭУ возобновилась только в 1945г.

С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.

Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития различных видов туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами:

• создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);

• лимитирование внешнего (выездного) туризма.

Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)

Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей.

В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма.

Основными чертами административно-нормативного периода являются:

• развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;

• распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

• создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;

• создание научной основы изучения туризма.

Переходный период (с 1990 г)

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного периода:

• переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

• формирование туристского рынка на основе новых законов;

• использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;

• изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)

• невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

• возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;

• рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

В истории развития туризма в мире различают четыре этапа:

• до начала XIX века - предыстория туризма;

• начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;

• начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;

• после второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития.

Рассмотрим кратко особенности развития туризма на каждом этапе.







Сейчас читают про: