Обязательные работы

вительного государственного советника РФ) введены для лиц, со­стоящих на государственной службе.

Лишение указанных в законе званий, чинов и государственных наград может применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие основного наказания и связанное прежде всего с моральным воздействием на осужденного.

УК 1996 г. содержит ограничительные условия применения дан­ного наказания. Во-первых, оно может быть назначено только при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление (ч. 4 и 5 ст. 15 УК). Во-вторых, закон предписывает решать вопрос о его назначении с учетом личности осужденного. Это требование за­кона означает, что целесообразно применение этого наказания при весьма отрицательной характеристике личности (особая изо­щренность или жестокость, наиболее активная роль при соверше­нии преступления, аморальное поведение до привлечения к ответ­ственности, алкоголизм, наркомания и т.п.) либо при стечении отягчающих обстоятельств, относящихся к личности виновного

(ст. 63 УК).

Порядок исполнения данного вида уголовного наказания регла­ментируется уголовно-исполнительным законодательством. В со­ответствии с ним, если по приговору осужденный лишается специ­ального или воинского звания, классного чина или государствен­ных наград, копия приговора направляется должностному лицу, который присвоил это звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. По получении копии приговора, кото­рым осужденный лишен воинского или специального звания, долж­ностное лицо вносит в установленном порядке в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания, классного чина или государственных наград и принимает меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, классным чином или награ­дой, о чем сообщает суду.

Порядок лишения специальных или воинских либо почетных званий по УК 1960 г. был различным в зависимости от уровня орга­на, который присваивает соответствующие звания. Самим приго­вором суда лицо могло быть лишено тех званий, которые присваи­вались не высшими органами государственной власти или высши­ми исполнительными органами, а руководителями министерств и ведомств, которым такое право было предоставлено (к примеру, суд непосредственно мог лишить осужденного воинского звания вклю­чительно до подполковника). Копия приговора в отношении воен­нослужащего запаса направлялась в военный комиссариат по месту воинского учета.

§ 6. Обязательные работы /

Обязательные работы как вид уголовного наказания состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид кото­рых определяется органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 49 УК).

Суть этого нового вида наказания заключается, следовательно, в принудительном привлечении осужденного к общественно полез­ным работам. При этом лицо должно выполнять свою основную работу или учиться в соответствующем учебном заведении (школе, лицее, вузе и т.п.), а к работам привлекаться в то время, когда оно не занято на основной работе или учебе. Обязательные работы могут назначаться только в качестве основного наказания. Кроме того, они могут быть назначены взамен штрафа в случаях злостного ук­лонения осужденного от его уплаты. Содержание данного наказа­ния является предметным проявлением принципа гуманизма, свой­ственного современному российскому уголовному праву. Осуж­денный не изолируется, остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются все его социальные связи, что должно способ­ствовать достижению целей наказания.

Осужденный к данному виду наказания принудительно привле­кается к работе, не требующей, как правило, специальной подготов­ки или квалификации (уборка улиц, дворов, использование осуж­денных в качестве разнорабочих и т.п.).

Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обя­зательность работ, т.е. принудительное их выполнение. Во-вторых, такие работы выполняются бесплатно, т.е. осужденный не получает за них никакого денежного вознаграждения. В-третьих, выполня­ются они в свободное от основной работы или учебы время (вече­ром либо в нерабочие дни, исключая государственные праздники) и по месту жительства осужденного.

Уголовный кодекс определяет продолжительность обязатель­ных работ: они устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК)1.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ возлагает исполнение этого наказания на уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел по месту жительства осужденного. Инспекции ведут учет осужденных, согласовывают с местными органами само-

Подробно исчисление сроков обязательных работ регламентируется Уголов­но-исполнительным кодексом Российской Федерации 1997 г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: