вительного государственного советника РФ) введены для лиц, состоящих на государственной службе.
Лишение указанных в законе званий, чинов и государственных наград может применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие основного наказания и связанное прежде всего с моральным воздействием на осужденного.
УК 1996 г. содержит ограничительные условия применения данного наказания. Во-первых, оно может быть назначено только при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление (ч. 4 и 5 ст. 15 УК). Во-вторых, закон предписывает решать вопрос о его назначении с учетом личности осужденного. Это требование закона означает, что целесообразно применение этого наказания при весьма отрицательной характеристике личности (особая изощренность или жестокость, наиболее активная роль при совершении преступления, аморальное поведение до привлечения к ответственности, алкоголизм, наркомания и т.п.) либо при стечении отягчающих обстоятельств, относящихся к личности виновного
|
|
(ст. 63 УК).
Порядок исполнения данного вида уголовного наказания регламентируется уголовно-исполнительным законодательством. В соответствии с ним, если по приговору осужденный лишается специального или воинского звания, классного чина или государственных наград, копия приговора направляется должностному лицу, который присвоил это звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. По получении копии приговора, которым осужденный лишен воинского или специального звания, должностное лицо вносит в установленном порядке в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания, классного чина или государственных наград и принимает меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, классным чином или наградой, о чем сообщает суду.
Порядок лишения специальных или воинских либо почетных званий по УК 1960 г. был различным в зависимости от уровня органа, который присваивает соответствующие звания. Самим приговором суда лицо могло быть лишено тех званий, которые присваивались не высшими органами государственной власти или высшими исполнительными органами, а руководителями министерств и ведомств, которым такое право было предоставлено (к примеру, суд непосредственно мог лишить осужденного воинского звания включительно до подполковника). Копия приговора в отношении военнослужащего запаса направлялась в военный комиссариат по месту воинского учета.
§ 6. Обязательные работы /
Обязательные работы как вид уголовного наказания состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 49 УК).
|
|
Суть этого нового вида наказания заключается, следовательно, в принудительном привлечении осужденного к общественно полезным работам. При этом лицо должно выполнять свою основную работу или учиться в соответствующем учебном заведении (школе, лицее, вузе и т.п.), а к работам привлекаться в то время, когда оно не занято на основной работе или учебе. Обязательные работы могут назначаться только в качестве основного наказания. Кроме того, они могут быть назначены взамен штрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты. Содержание данного наказания является предметным проявлением принципа гуманизма, свойственного современному российскому уголовному праву. Осужденный не изолируется, остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются все его социальные связи, что должно способствовать достижению целей наказания.
Осужденный к данному виду наказания принудительно привлекается к работе, не требующей, как правило, специальной подготовки или квалификации (уборка улиц, дворов, использование осужденных в качестве разнорабочих и т.п.).
Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обязательность работ, т.е. принудительное их выполнение. Во-вторых, такие работы выполняются бесплатно, т.е. осужденный не получает за них никакого денежного вознаграждения. В-третьих, выполняются они в свободное от основной работы или учебы время (вечером либо в нерабочие дни, исключая государственные праздники) и по месту жительства осужденного.
Уголовный кодекс определяет продолжительность обязательных работ: они устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК)1.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ возлагает исполнение этого наказания на уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел по месту жительства осужденного. Инспекции ведут учет осужденных, согласовывают с местными органами само-
Подробно исчисление сроков обязательных работ регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации 1997 г