double arrow

Глава первая: невежество двуличных

"Они пытаются обмануть Аллаhа и тех, которые уверовали. На самом же деле, они не обманывают никого кроме самих себя, но не сознают этого...

А когда им говорят: "Не распространяйте на земле смуты и беспорядка!" - они говорят: "Мы - только благоустроители". Знай, они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого.

А когда говорят им: "Уверуйте, как уверовали люди!" - они отвечают: "А мы что, разве веруем как глупцы?". Знай, поистине, они и есть глупцы, но этого не знают!"

(Корова, 9/11-13)

Ат-Табари сказал:

Абу Джаъфар (я) сказал: "Обман (попытка обмана) двуличных своего Господа и двуличных состоит в том, что они обнаруживают языком веру и признание вопреки тому, что находится у них в сердце из сомнения и опровержения".

...

В этом аяте имеется опровержение тем, кто утверждает следующее: "Нет сомнения в том, что Аллаh наказывает только тех из своих рабов, которые знают таухид и совершили куфр осознанно и намеренно. Куфр имеет место только для того, кто признал таухид, книги Аллаhа и Его посланников".

Но это неверно, ибо Аллаh охарактеризовал как "несознательные" тех, которые пытаются обмануть Его и верующих. Несомненно, что то, чем они занимаются - ложно. Они сами обманываются, пытаясь обмануть своего Господа и верующих. С другой стороны, Аллаh обещает им мучительное наказание (2/10) за то, что они вошли в неверие, которое состоит в том, что они отвергают посланничество Посланника? ; имеют относительно него ложные верования и лгут, что они верующие.




...

"...они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого"

Муджахид сказал: "Когда они совершали греховное деяние, им говорили "Не делайте этого"; они же отвечали: "Мы поступаем по истине".

(Тафсир Табари)

Куртуби сказал:

"... но не сознают этого" - то есть они не осознают наказуемость своих обманов. Они полагают, что благодаря своим обманам они спасутся и достигнут своих целей. Это (то, что они спасутся) частично верно только для этой жизни. Что касается той жизни, то им будет сказано:

"Вернитесь назад и ищите свет"

(Железо, 57/13)

"...они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого"

Ибн Кайсан говорит:
Если кто то скажет: "Человек, незнающий того, что он совершает порчу не заслуживает порицания. Порицания может заслуживать только тот, кто совершает порчу сознательно и намеренно", то такому можно дать два ответа:



1) Незнание их проявлялось в том, что они не знали того, что Аллаh может сообщить посланнику их действительное положение. А так, они совершали порчу скрытно.

2) Хоть они и полагали, что находятся на истинном пути и не знали, что на самом деле их деяния являются порчей, все равно из-за того, что они не являются следователями истины, они стали непокорными Аллаhу и Посланнику . (Тафсир Куртуби)

Багауи сказал:

"... но не сознают этого" - то есть они не понимают того, что обманывают сами себя и получат наказание за свои обманы.

"...они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого" - то есть они не знают того, что на самом деле они распространяют порчу и беспорядок. Неверие укоренилось в них и поэтому они полагают, что идут правильным путем. Также они не знают, что Аллаh приготовил для них наказание.

(Тафсир Багауи)

Ибн Касир говорит:

"На самом же деле, они не обманывают никого кроме самих себя, но не сознают этого"

То есть они обнаруживают веру, скрывая при этом свои куфры, и полагают при этом по своему невежеству, что они смогли обмануть этим Аллаhа и это поможет им в Судный день. Они думают, что это останется скрытным для Аллаhа и некоторых верующих. Это положение подобно положению двуличных описанному в следующем аяте:

"Ни в чем не избавят их от Аллаhа ни их имущества, ни их дети. Они - обитатели огня, они в нем вечно пребудут. В тот день, когда Аллаh воскресит их всех, они станут клясться пред Ним, подобно тому, как клянутся перед вами, и они полагают, что они находятся на чем-то существенном. О! - ведь они лжецы"

(Препирательство, 58/17-18)

Аллаh опровергает их аятом:

"На самом же деле, они не обманывают никого кроме самих себя, но не сознают этого" и сообщает верующим своим рабам, что двуличные не понимают и не осознают все зло, которое они причиняют самим себе. По причине того, что они совершают вещи, которые вызывают гнев Аллаhа - куфр, ширк и опровержение - они стали слепыми.

"Знай, они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого"

(Корова, 2/12)

Знайте, что деяния их есть порча и беспорядок, несмотря на то, что они утверждают обратное. Из-за своего невежества они не понимают, что их деяния на самом деле и есть настоящая смута и порча.

"Поистине, они и есть глупцы, но этого не знают!"

(Корова, 2/13)

По причине своего глубокого невежества, они не знают насколько они погрязли в заблуждении и неведении. Это и есть самое скверное для них. Это есть ясное доказательство того, как далеки они от прямого пути и насколько они слепы.

(Тафсир ибн Касира)

Вот как, Ибн Таймия объясняет различие между возможными типами двуличных:

Некоторые утверждают следующее. В арабском языке союз "ау" (или) используется для выражения предпочтительности одного предмета к другому, то есть для избирания. Но это бывает только в предложениях повелительного или сослагательного наклонения. Что касается предложений изъявительного наклонения, то там ставится целью не предпочтение, а сообщение того или иного процесса или факта. Например: "Человек, который сидит напротив - Хасан или ибн Сирин". Такую же функцию берет на себя союз «или» в описании двух типов двуличных:

1). "Положение их подобно положению того, кто зажег огонь; когда же огонь осветил все вокруг, Аллаh унес их свет и оставил их во мраке, так что они не видят. Глухие, немые, слепые, - и они не возвращаются (к вере)"

(Корова, 2/17-18)

2). "Или же положение их подобно положению (оказавшихся под) дождевой тучей с неба. В ней - мрак, гром и молния. Они пальцами в уши от молний, боясь смерти, а Аллаh объемлет неверующих. Молния готова отнять у них зрение; как только она им осветит, они идут при ее свете. А как окажется над ними мрак, они останавливаются. А если бы Аллаh пожелал, то унес бы их слух и зрение: ведь Аллаh над всякой вещью мощен!"

(Корова, 2/19-20)

Обратите внимание, во втором примере в отличие от первого, двуличные могут слышать и видеть. Если Аллаh захочет в любой момент может унести их слух и зрение. В первом же примере, двуличные в непроглядном мраке, хотя раньше и видели. В первом описании они глухие, немые, слепые. А во втором примере они могут идти, пока молния им светит. Правда, когда наступает мрак, они останавливаются. Исходя из этого заключаем, что двуличные второго типа все время находятся в переходном положении между светом и мраком.

Итак двуличные первого типа все время в постоянном мраке. Сначала они были на свету, а затем погрузились во мрак. Что касается двуличных второго типа, то они никак не могут укорениться ни полностью во мраке, ни полностью на свету. Они все время переходят изо мрака на свет и обратно, и также соответственно меняется их внутренне положение (вера).

Для неверных, Аллаh тоже дал два примера, используя союз "ау":

1)."А деяния неверных - точно мираж в пустыне. Жаждущий принимает его за воду, а когда подойдет к нему, видит, что это - ничто, и находит у себя Аллаhа, который полностью требует с него расчета. Поистине, Аллаh быстр в расчете!"

( Свет, 24/39 )

2)."Или - как мрак над морской пучиной. Покрывает ее волна, на волне, над которой облако. Мрак - один поверх другого так, что когда вытянет он свою руку, то не видит ее. Кому Аллаh не устроил света - нет тому света!"

(Свет, 24/40)

Первый пример дает описание такого типа неверного, который полагает, что он находится на истинном пути. Хотя на самом деле он привязался к ложному. Так например бывает, когда человеку его дурные деяния показаны как прекрасные. Такой неверный не знает истину; к тому же он не знает своего незнания. Поэтому то его деяния уподоблены миражу.

Неверный, описанный во втором примере, обладает таким куфром, что он даже не считает, что находится на истинном пути. Так, например, у людей, чье невежество чересчур велико, не возникает убеждения, что они на истинном пути. Таковой сильно погряз в заблуждении и находится в непрогляднейшем мраке.

Из всего сказанного следует, что неверные и двуличные неоднородны. Некоторые бывают одного типа, некоторые другого. Источником приведенной нами классификации является различие самих людей и их положений.

Итак стало ясным, что некоторые из двуличных уверовали, но затем впали в неверие. Этому есть множество примеров, переданных учеными хадисоведами, толкователями и историками.

Судя по этим примерам, было много людей, которые сначала уверовали, а затем стали двуличными. Существует очень много всевозможных причин, по которым люди впадали в двуличие.

Одной из известных причин был приказ Аллаhа о смене къиблы. Когда направление къиблы было изменено, определенная группа людей вышла из веры (стали вероотступниками). На самом деле смена къиблы было испытанием Аллаhа для того, чтобы отделить двуличных от верующих. По этому поводу в аяте говорится:

"И не установили Мы къиблу, которой ты держался, кроме как для того, чтобы отделить нам тех, кто следует за посланником от тех, кто обращается вспять. И было это трудным (испытанием), кроме как для тех, кого Аллаh направил"

(Корова, 2/143)

То есть мы сменили направление къиблы только для того, чтобы испытать людей. Таким образом, последователи Посланника будут отделены от обращающихся вспять (вероотступников). Такая же полезность была предусмотрена в поражении муслимов в битве при Ухуде, когда лицо Посланника было поранено, а зуб выбит. Вот тогда одна группа из муслимов стали вероотступниками и двуличными. В аяте говорится:

"Если вас коснулась рана, то такая же рана коснулась и того народа. Мы чередуем дни (беда и благо) для людей чтобы знал Аллаh тех, которые уверовали и выбрал бы из вас мучеников (шахидов), - поистине, Аллаh не любит несправедливых!