double arrow

Глава четвертая : Основная причина ширка и куфра - это говорить об Аллаhе (а также на Аллаhа и от имени Аллаhа) без знания и доказательств от Аллаhа



Итак, мы выяснили, что иногда раб может сказать такие слова или совершить такие поступки, что они сводят к нулю все его деяния, и он становится неверным, причем он не знает об этом. Поэтому - то раб должен не говорить то, чего не знает об Аллаhе. Это вызывает гнев и недовольство Аллаhа.

Ибн Къайим говорит:

Что касается того, чтобы говорить об Аллаhе, не опираясь на знание (от Аллаhа), то...

Нет большего греха, чтобы говорить об Аллаhе без знания. Источником ширка и куфра является именно этот грех. Все нововведения и заблуждения происходят именно по этой причине...

Первопричина ширка и куфра это - говорить что-нибудь об Аллаhе, не опираясь на знание. Так, например мушрик полагает, что то, чему он поклоняется, приближает его к Аллаhу; просит Аллаhа (ходатйствует) для него; является посредником между ним и Аллаhом и удовлетворяет его нужды, спасает его от бед. То есть мушрик на самом деле говорит об Аллаhе без знания, имеет о нем ложные представления, неопирающиеся на какое-либо знание. Хотя не каждый, кто говорит об Аллаhе без знания, есть мушрик. Иногда это может выливаться в более облечегнную версию, чем ширк - например, не принимать некоторые свойства и некоторые нововведения в религии Аллаhа. Поэтому говорить об Аллаhе без знания, более широкое понятие, чем ширк. Ширк же это один из видов говорения на Аллаhа (об Аллаhе, от имени Аллаhа) без знания.




Другой вид измышления на Аллаhа и говорения о нем без знания это нововведения в религии. Пока нововеденцы не покинут свои нововведения, они не смогут избавиться от того, чтобы быть грешными. Но как они могут покинуть эти нововведения, если они даже не знают, что данное деяние является нововведением. Наоборот они принимают его за сунну Посланника, . Пока они не обратятся к настоящей сунне, пока не исследуют ее хорошенько, они даже не смогут понять, что они грешники. Невозможно увидеть такого нововведенца, который понял бы, что он грешен.

(Мадаридж ас-Саликин, 1/378)

Абу Хурайра передает, что Посланник, , сказал: "Иногда раб не придавая этому внимание, говорит такое слово, вызывающее гнев Аллаhа, что из-за этого слова Аллаh бросает его в Ад на семьдесят лет вниз".

(Муслим, Зухд, 49; Муууаттъаъ, 4; Тирмизи, Зухд, 10)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, , сказал: "Поистине, раб может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Аллаhа Всевышнего, чему сам (сказавший это) и не придаст значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад".



(Бухари, Рикак, 2014 (6478))

Вот как Хафиз Ибн Хаджар толкует выражение "чему сам не придаст значения":

"чему сам не придаст значения" - то есть он не интересуется смыслом этого слова, не стремится понять его. Просто произносит его, если увидит какую-нибудь пользу в его произношении…

Шайх Иззуд-дин бин абдис-Салам сказал:

"Это такое слово, смысл которого скрыт от произносящего. Он не знает хорошее оно или плохое. Поэтому запрещено говорить такие слова, смысл которых не знаешь".

Я (ибн Хаджар) говорю: "Это зафиксировано в предыдущем правиле".

Имам ан-Науауи по этому поводу говорит следующее:

"В этом хадисе есть поощрение к тому, чтобы держать язык за зубами. Всегда прежде, чем что-нибудь сказать, необходимо хорошенько подумать. И уже после этого, если в этом есть польза, нужно говорить; если же нет, то нужно молчать".

"не придаст значения" - то есть не размышляет о нем, к чему оно может привести. Он думает, что если скажет это слово, то ничего страшного не произойдет. Это как в следующем аяте:

"Вот, вы подхватываете это (клевету об Аише) своими языками и говорите устами то, о чем у вас нет знания, и не придаете этому значения, а пред Аллаhом это велико (большой грех)".

(Свет, 24/15)

Этот хадис также передан Маликом и обладателями сунанов (абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибну Маджа) от Биляля аль-Хариса аль-Музани. Тирмизи, Ибн Хиббан и Хаким сказали, что хадис достоверный:

"Поистине один из вас произносит слово, заслуживающее милость Аллаhа, и не думает, что это вознесет его так высоко, как на самом деле. А Аллаh за его это слово, записывает ему свою милость до самого Судного дня". То же самое говорится о слове, вызывающем гнев Аллаhа..."

Тирмизи приводит этот хадис от Мухаммада бин Исхака:
"Он не придает ему значение, но из-за этого (слова) его бросают в Ад на 70-летнее расстояние".

(Фатх аль-Бари, Китабур-Рикак, 11/314-318)

Из всех приведенных цитат стало понятно, что человек должен не говорить того, чего не знает. Приведем еще одим хадис, в котором много для нас полезного.

Человек, стараясь угодить Аллаhу, произносит такое слово, которое губит его земную и загробную жизнь:

Имам Ахмад и Абу Дауд передали от абу Хурайры, как он сказал: Я слышал, что Посланник, , сказал: "Было среди сынов Исраиля два приятеля. Один из них был грешный, а другой усердный в своем поклонении. Усердный видел грешного за грехом, и все время говорил ему "Прекрати". Вот однажды он снова увидел его за грехом и сказал ему "Прекрати!". Тогда тот сказал: "Оставь меня с Господом; Разве ты послан для того, чтобы быть за мной наблюдателем." Тогда усердный сказал: "Клянусь Аллаhом, Аллаh не простит тебя - или (усердный) сказал - не введет тебя в Рай". Тогда Аллаh взял их души и они предстали пред Господом миров. Великий Господь сказал усердному: "Разве ты имеешь силу на то, что только в Моей Руке?" И сказал Аллаh грешному: "Иди, войди в Рай по Моей милости". А насчет другого сказал: "Отведите его в (адский) огонь". Абу Хурайра сказал: "Он сказал - клянусь Аллаhом - такое слово, которое погубило его и земную и последнюю жизнь".

(Муснад, 2/32; Абу Дауд, 4/275; цепочка хорошая)

Этот человек - усердствует в поклонении, любит добродетельное, проявляет неприязнь к скверному. Из-за этой неприязни, он все время порицал брата. И вот по неведению, он произнес такое слово, которое вызвало гнев Аллаhа. Так он разрушил и свою земную жизнь и загробную.



Сейчас читают про: