double arrow

Глава пятая: Доказательство второе: Хадисы о хариджитах

Ибн Таймия об этом хадисе сказал следующее:

Имам Ахмад сказал, что этот хадис достоверен 10-ю передачами. Имам Муслим привел эти десять передач. Имам Бухари передал некоторые из них. Эти и остальные передачи также переданы в сунанах и муснадах.

(Маджмуъуль-Фатауа, 7/479)

Муслим передает от Абу Саламы и Ата бин Ясара как они пришли к Абу Саъиду аль-Худри и спросили его о хариджитах:

"Слышал ли ты, чтобы Посланник Аллаhа, , что-нибудь о них говорил?". Он ответил:

"Не знаю хариджитов (о хариджитах ли это), но я слышал, что Посланник Аллаhа, , сказал следующее:

"В этой умме - обратите внимание Посланник, , сказал "в этой умме", а не "из этой уммы" - появится такой народ, что видя их намазы, вы будете умалять (недооценивать) свои намазы. Они читают Коран, но он не проходит дальше их глоток (в сердце и ум). Они выходят из религии как стрела пробивает дичь, так (быстро), что стрелок смотрит: "Прилипло ли что-нибудь к стреле из мяса и крови".

(Бухари, иститаба, 5/13; Муслим)

Абу Саъид аль-Худри передает следующее:

"Мы были возле Посланника Аллаhа, , когда он распределял военную добычу. В это время подошел один человек по имени Зуль-Хууайсира из племени Бану Тамим. Он сказал: "О Посланник Аллаhа, , будь справедливым". Посланник Аллаhа, , сказал: "Горе тебе, Если я несправедлив, то кто вообще справедлив. Поистине, если я не буду справедливым, то буду в убытке". Умар бин аль-Хаттаб сказал: "Разреши мне, о Посланник Аллаhа, , и я снесу ему голову". Посланник Аллаhа, , ответил: "Оставь его. Поистине, у него есть товарищи, такие, что на фоне их намазов, ваши намазы будут казаться вам ничтожными, на фоне их постов, ваши посты будут казаться вам ничтожными. Они читают Коран, но он не проходит дальше их глоток. Они выходят из ислама, подобно стреле выходящей из дичи..."

(Бухари, Муслим)

В другом варианте предания говорится:

"Они выходят из религии, как стрела из лука".

В другом варианте:

"Из моей уммы выйдет народ; они будут читать Коран так, что ваше чтение ничто по сравнению с их чтением. Ваши намазы и посты ничто по сравнению с их намазами и постами. Они читают Коран и думают, что он на их стороне. На самом деле, он против них. Их намазы не проходят дальше их горла. Они выходят из Ислама, подобно тому, как стрела выходит из лука".

В другом варианте:

"Они выходят из религии, как стрела из дичи, и обратно не возвращаются, они худшие из творений".

(Шарх Науауи, 7/164-174)

Науауи передает от судьи Иядъа следующие два толкования выражения "Они читают Коран, но он не проходит дальше их глоток":

1) Их сердца не понимают Корана. Они бестолку читают его только ртом и глоткой, но не получают от него пользы.

2) Их чтения и деяния не поднимаются вверх и не принимаются Аллаhом.

(Шарх Науауи, 7/159)

Али сказал:

"Когда я передаю вам нечто от Посланника Аллаhа, , то клянусь Аллаhом, для меня лучше упасть с неба на землю, чем придумывать ложь от его имени. Когда же я говорю о вещах, что между нами, то поистине война это уловка и хитрость. Так вот я слышал, что Посланник Аллаhа, , сказал:

"К концу света появится такой народ, по возрасту молодые, неопытные. Умы слабые. Они будут говорить словами, которые произносят лучшие люди. Они будут читать Коран, но их вера не пройдет дальше их горла. Они выходят из религии, как стрела из дичи. Где бы вы их не нашли, убивайте их. Поистине тому, кто будет убивать их, на том свете будет награда за их убийство".

(Бухари, иститаба, 5/12; Аламатун-Нубувва; Фадаилюль-Курьан; Фатх аль-Бари, 12/295)

Хафизъ ибн Хаджар сказал:

Их прозвали чтецами из-за того, что они много читали Коран и делали намаз. Но они не правильно толковали Коран. Они показывали богобоязненность, скромность и добродетель, но вырабатывая свои убеждения, они опирались на собственные страсти (не опирались на ясные доказательства от Аллаhа, таким образом, измышляли на него ложь, подобно христианам)

(Фатх аль-Бари, 12/296)

...

Газали сказал:

"По поводу хариджитов существует два мнения:

1) Их юридическое положение такое же, как и положение вероотступников.

2) Их юридическое положение такое же, как и положение непокорных.

Рафии предпочел первое мнение".

(Уасит)

Бухари передает, что Ибн Умар принимал хариджитов за худших из творений и говорил:

"Они применяли к муслимам аяты, которые сниспустились по поводу неверных".

(Бухари)

Эти слова ибн Умара также передал имам Табари в муснаде "Тахзиб аль-Асар"а от Бакра бин Абдуллаhа бин аль-Ашаджа.

Он спросил Нафи:"Как ибн Умар смотрел на хариджитов?". Нафи ответил: "Он считал их худшими из тварей. Они применяли к муслимам аяты, которые о неверных".

Муслим передает хадис, который он считает достоверным и марфуъ (доходящий до Посланника, ), где говорится:

"Они худшие из творений".

(Муслим)

Подобный хороший марфуъ хадис приводит имам Ахмад от Анаса.

Также Баззар передает от Шаъби, тот от от Масрука, а тот Аиши, как она сказала: "Посланник Аллаhа, , упомянул хариджитов и сказал: "Они худшие из этой уммы и будут убивать лучших из уммы ". Цепочка этого хадиса хорошая.

Табарани приводит марфуъ хадис:

"Они худшие худшие из тварей. Их будут убивать лучшие из творений".

Ахмад передает от Абу Саъида:

"Они худшие из народа".

Муслим передает от Убайдуллаhа бин аби Рафиина Али следующее: "Эти люди - творения, которых Аллаh больше всего не любит".

(Муслим)

Табарани передает от Абдуллаhа бин Хиббана (отца) хадис:

"Они самые худшие из тех, над которыми небо и которых носит земля".

Ахмад и ибн аби Шайба передают марфуъ хадис от Абу Баразы:

"Они худшие из творений, он повторил это три раза".

Также ибн аби Шайба передает от Умайра бин Исхака, а тот от Абу Хурайры:

"Они худшие из творений".

Все это подтверждает мнение тех, кто считает хариджитов неверными.

Что касается выражения "выходят из религии", то в предании Абу Исхакъа от Сувайда бин Гъафили, переданном Насаи и Табарани, это выражение употребляется в виде "выходят из ислама". Такое же употребление наблюдаем в хадисах Ибн Умара и Зайда бин Уахба в этой же главе. В хадисе от Абу Бакры, переданном Табари, и в хадисе Тарикъа бин Зияда от Али, переданном Насаи, это выражение приобретает вид: "выходят из истины"

Теперь, что касается слова Абу Саъида аль-Худри: "обратите внимание Посланник, , сказал "в этой умме", а не "из этой уммы"".

В преданиях на эту тему, пришедших от Абу Саъида нет противоречий по этому поводу. Так например, Муслим передает от Абу Надиры, а тот от Абу Саъида:

"Поистине, Посланник Аллаhа, , рассказал нам об одном племени, которое появится в этой умме".

В другом варианте:

"Выходят возле группы, отделяющейся от мусульман".

Другие предания от Абу Саъида, переданные Даххаком и Аль-Машраки аналогичны. Все эти предания показывают, что Абу Саъид не включал хариджитов в умму, то есть выносил им такфир. Правда в одном предании, переданное имамом Табари от Абу Саъида говорится:

"Из моей уммы"

Но цепочка этого предания слабая.

С другой стороны, другие хадисы, как например хадис от Абу Зарра, пришли с выражением вида:

"После меня будет одно племя из моей уммы".

(Муслим)

Также есть хадис, переданный Зайдом бин Уахбом от Али:

"Из моей уммы появится одно племя".

Эти хадисы, в отличие от хадисов, переданных Абу Саъидом, включают хариджитов в умму. Все эти хадисы согласуются следующим образом:

В хадисах типа преданий от Абу Саъида, под уммой подразумевается "умматуль-иджаба" - умма, последовавшая за Мухаммадом, . Сюда могут войти только муслимы. В других хадисах подразумевается "умматуд-даьуа" - такая умма, к которой Мухаммад, , пришел со своим призывом. Таким образом, сюда входят и неверные.

Имам Науауи по поводу того выражения Абу Саъида говорит следующее:

"Это доказывает то, что сахабы занимались фикъхом и подвергали исследованию слова и выражения хадисов. Кроме этого, это знак того, что Абу Саъид считает хариджитов неверными и исключает их из этой уммы".

"Умалять" означает преуменьшать, недооценивать.

"видя их намазы, вы будете умалять (недооценивать) свои намазы". В хадисе из следующей главы, переданном Зухри от Абу Саламы, есть дополнение о постах. В предании Аъима бин Самиха от Абу Саъида это передано как:

"Будете умалять свои деяния на фоне их деяний". Вот как Асъим описывает наждских харуритов (одна из груп хариджитов):

"Дни они проводят в посте, а ночи в намазе".

Подобное предание приводит имам Табари от Яхьи бин аби Касира, а тот от Абу Саламы. В предании Мухаммада бин Амра от Абу Саламы говорится:

"Один из вас, поклоняясь, будет умалять свои намазы и посты по сравнению с их намазами и постами".

Салама бин Кухайль от Зайда бин Уахба, а тот от Али передает:
"Ваше чтение ничто по сравнению с их чтением; и намазы ваши ничто по сравнению с их намазами". Это передали Муслим и Табарани. Также Табарани передает слова Ибн Аббаса во время его спора с хариджитами:

"Я пришел к ним; это было такое усердное в поклонении племя, что я не видел ни одного такого усердного племени. Из-за частого поклонения (саджды) их руки превратились в мозоль, подобную мозоли, что на коленях верблюда, а кожа на лбах сильно огрубела ".

Ибн аби Шайба передает, что когда возле ибн Аббаса была поднята тема об усердии хариджитов в поклонении, он сказал:

"Ну и что; все равно они не превзошли в усердии монахов".

(Фатх аль-Бари, 12/298)

...

"Из дичи" (рамийя) - В конце книги единобожия (сборника Бухари) в предании Маъбада бин Сирина от Абу Саъида, говорится:

"Они не могут вернуться (в религию) обратно, без того, чтобы стрела не вернулась обратно".

"Ар-рамийя (дичь)" - страдательное причастие от глагола бросать, кидать, стрелять, например олень и.т.п..

В хадисе, передаваемом Муксимом от Абдуллаhа бин Амра, говорится:

"Одна группа из них, углубится в религии, затем выйдет из нее".

То есть они так стремительно выходят из религии, как стремительно выходит стрела, если ее пошлет человек с сильными руками. Стрела летит так быстро, что без зацепки пробивает насквозь дичь, так, что на ней не остается следов дичи. Стрелок пытается найти на ней частицы мяса или пятна крови, но не находит. Поэтому он думает, что не попал в дичь, но на самом деле он попал.

Предание Абу Надры от Абу Саъида в сборнике Муслима передано следующим образом:

"И тогда Посланник, , привел им пример со стрелком и дичью".

Табари приводит предание от Абуль-Мутауаккиля ан-Наджи от Абу Саъида:

"Их положение подобно следующему: "Охотник стреляет в дичь. Затем он ищет, где упала стрела и находит ее. Смотрит на нее, но не видит на ней ни жира, ни крови ".

То есть подобно тому, как к стреле не пристает кровь или жир, к хариджитам не пристает ничего из ислама. Они выходят из ислама так, что на них не остается исламского следа.

Снова в предании Асъима бин Шамха, приведенным Табари, говорится:

" Он подходит к стреле, смотрит на наконечник, но не видит на нем следов нечистот или крови ".

Кроме этого там было следующее:

"Они оставляют позади ислам"

В конце хадиса, переданного Ибн Исхакъом от Абу Саъиса имеются такие слова:

"Подобно тому, как к стреле ничего не пристало, точно также к ним ничего не пристало из религии".

Это привел Табари. В другом хадисе Анаса от Абу Саъида, который привели Ахмад, Абу Дауд и Табари говорится:

"Пока стрела не вернется обратно, они не вернутся обратно в Ислам".

Табари передает от ибн Аббаса следующий хадис:

"Одно племя выйдет из ислама, подобно тому, как стрела выходит из дичи. Эта дичь представляется охотникам, и они стреляют в нее. Стрела одного из них насквозь пробивает дичь. Хозяин стрелы подходит к стреле, смотрит на нее и вдруг видит, что на наконечнике нет крови, затем смотрит на перья и видит, что и там нет следов крови. Тогда охотник говорит: "Если бы я попал, то на стреле должна была бы остаться шерсть, должны были бы быть какие-нибудь следы крови. Но там ничего подобного нет. Вот и они также выходят из ислама".

Начальная часть этого хадиса в более подробном виде передана в сборнике Ибн Маджи. В предании Биляля бин Бактары от Абу Бакры говорится следующее:

"Шайтан подходит к ним со стороны религии (обманывает их, используя их религиозность, как это было в случае с христианами - прим. пер.)".

В муснадах Хумайди и Ибн аби Умара передается предание Абу Бакра от Али:

"Поистине одна группа людей выйдет из религии, подобно тому, как стрела выходит из дичи. Затем они не вернутся в религию никогда".

(Фатх аль-Бари, 12/307)

...

Имам Табари (по поводу хадисов о хариджитах) говорит следующее:

"... Из этого следует, что война с хариджитами и их убийство (не такфир) разрешается только после призыва их к истине, после того, как им будет представлены доказательства. Бухари указал на это тем, что в начале главы (о хариджитах) привел соответствующий аят. Одним из доказательств тех, кто выносит хариджитам такфир, является разделение выполненное имамом Бухари в своем "сахих"е. Бухари поставил хариджитов в одну главу с неверными и отделил их от ошибающихся, которых упоминает в другой главе.

Это отмечает судья Абу Бакр ибнуль-Араби в шархе к сборнику Тирмизи.

Из мнений относительно хариджитов верно то мнение, которое считает их неверными, ибо Посланник Аллаhа, , сказал:

"Выходят из ислама"

В другом месте:

"Я убил бы их так, как убивал бы адитов".

В другом хадисе упоминается о самудитах. Оба эти племени погибли по причине своего куфра. Об этом же свидетельствует следующее слово Посланника Аллаhа, :

"Они худшие из творений".

Как известно таким качеством могут обладать только неверные (муслимы, хоть и грешные не могут считаться худшими из творений, ибо они в любом случае лучше неверных - прим. пер.). Кроме этого имеются следующие слова Посланника, :

"Поистине, они - более всех творений заслужили гнев Аллаhа".

С другой стороны они выносили такфир муслимам и пророчили им вечный Ад. Поэтому они сами более всего заслуживают этого суждения. Одним из последующих (не салаф) ученых, кто выносит такфир хариджитам, это Такъийяд-дин ас-Субки. В своих фатвах он говорит следующее:

"Одним из доказательств тех, кто выносит такфир хариджитам и крайним рафидъитам, является то, что они (хариджиты и рафидъиты) выносят такфир выдающимся сахабам. По моему мнению, это верно, ибо такфир сахабов означает опровержение Пророка, , который пророчил сахабам Рай".

Те же, кто не выносят им (хариджитам) такфир говорят следующее:

"Для того, чтобы выносить хариджитам такфир, нужно обладать абсолютно достоверными знаниями о них. А те свидетельства и предания (о их куфрах), которые до нас дошли недостаточны для устранения всех сомнений относительно их деяний".

Мы же говорим, что для нас необязательны сведения о всех их куфрах. Для нас достаточно того, что они вынесли такфир сахабам. При этом, нам достоверно известно, что те сахабы были абсолютно чисты от куфра.

Нашим доказательством является хадис:

"Кто скажет своему брату (муслиму): "Эй, кафир!", то поистине это слово обратится одному из двух".

(Бухари)

Вариант Муслима выглядит следующим образом:

"Кто обвинит муслима в куфре и скажет ему: "Эй, враг Аллаhа!", и если это не так, то это возвращается к нему самому".

(Муслим)

Итак, нам точно известно, что они (хариджиты) вынесли такфир сахабам, в чей вере нет сомнений. Поэтому согласно суждению законодателя (Аллаhа), мы обязаны вынести суждение об их куфре. Утверждения и оправдания хариджитов не играют роли, ибо арабские мушрики тоже имели свои якобы оправдания. Поэтому если хариджиты и на самом деле искренне верят в то, что сахабы неверные - это им не поможет. То, что они веруют в некоторые исламские верования и выполняют некоторые исламские приказы не спасает их от того, чтобы им быть неверными. Ведь и мушрики тоже могут выполнять некоторые приказы и верить в некоторые исламские истины и думать при этом, что они на истинном пути; но это не спасает их от того, чтобы продолжать быть мушриками.

Хафизъ (Ибн Хаджар) продолжает:

Одним из тех, кто склоняется к такфиру хариджитов это Табари. В книге "Тахзиб" он, приведя хадисы по этой теме, говорит следующее:

"В этом (этих хадисах) есть доказательство-опровержение тем, кто утверждает следующее: "Тот, кто заслужил право называться сторонником къиблы, тот не выйдет из Ислама, пока сознательно и намеренно не захочет выйти из Ислама". Принятие такого утверждения сводит эти хадисы на нет. В хадисе говорится:

"Они говорят слова истины и читают коран, но выходят из ислама; и ничто из ислама не пристает к ним".

Как известно, помимо того, что они считали разрешенным покушение на жизнь и имущество муслимов, они также толковали Коран толкованием, которое там не подразумевается. В связи с этим имеется следующее предание от Ибн Аббаса:

"Они веруют в мухкам (однозначные аяты) Корана, но гибнут в муташабихе (неоднозначных аятах) Корана"

То, что их необходимо убивать, подтверждает также и следующий хадис от Ибн Масъуда:

"Убийство муслима разрешено только в следующих трех случаях... (Третье это) если он покинет религию и отделится от джамаата (остальные два это блуд и къисас (возмездие за убийство))".

Куртуби в своем "Муфхим"е говорит:

"Точка зрения, предусматривающая такфир хариджитов, подкрепляется также и художественным образом в хадисе от Абу Саъида. Хадис свидетельствует о том, что они на самом деле выходят из Ислама, подобно тому, как стрела выходит из дичи, без остатков каких-либо следов".

Автор книги "Шифа" (Судья Иядъ) говорит:

"Опираясь на эти хадисы, мы без каких-либо сомнений выносим такфир всем, кто скажет такое слово, которое подразумевало бы, что (вся) умма в заблуждении или, что сахабы - неверные".

Автор книги "Ар-Равда" привел от него это слово и подтвердил его.

Многие ученые-методологисты признали хариджитов муслимами, хотя и заблудшими, ибо они все-таки принимают два свидетельства и выполняют исламские положения. Единственное что есть, это они, опираясь на неправильное умозаключение, считают муслимов неверными, и это побудило их считать разрешенными их жизнь и имущество.

Хаттаби сказал:

"Мусульманские ученые соединяются в следующем:

Хариджиты, несмотря на то, что у них имеются заблуждения, являются все же мусульманской группой. Поэтому разрешено заключать с ними браки и есть то, что они зарежут. Все эти ученые утверждают, что им нельзя выносить такфир, пока они не покинут основы религии".

Иядъ сказал:

"Этот вопрос (о такфире хариджитов) стал одним из сложнейших и запутанейших вопросов среди ученых; так, что когда Абуль-Маъали спросили об этом, он посетовал на головоломность вопроса и сказал: "Поистине, включение кафира в ислам и исключение муслима из ислама велико в религии (ошибка в них чревата губительными последствиями)".

Выше мы приводили слова судьи Абу Бакра аль-Бакъиллани, который запнулся в этом вопросе и сказал:

"Эти люди не совершили открытого деяния куфра. Быть может, просто сказали некоторые слова, которые могут истолковываться как куфр."

Гъазали в своей книге "Разница между верой и неверием" говорит следующее:

"По мере возможности нужно избегать такфира (если смысл определенного слова или деяния можно истолковать смыслом, который не является куфром, то нужно предпочитать именно тот, смысл, который куфром не является - прим. пер.). Если мы по ошибке сделаем такфир муслима-обладателя таухида, совершающего намаз, то мы убьем мусульманина, что является большим делом. Если же мы истолкуем (не в ущерб шариату и здравомыслию) деяние неверного в его пользу и ошибочно примем его за муслима, то его жизнь сохранится (что не есть хорошо). Но убийство одного муслима намного опаснее, чем ошибочное сохранение жизни тысячи кафиров ".

Также одним из доводов, на который опираются те, кто не выносит такфир хариджитов, это одно выражение в хадисе, где приводится пример со стрелой и дичью: "...Он (охотник) смотрит на наконечник, есть ли там следы...".

В связи с этим Ибн Батталь говорит:

"Большинство ученых сказал, что хариджиты не за пределами ислама, ибо в хадисе говорится "есть ли на (наконечнике)". Слово "есть ли" выражает сомнение (есть или нет?). А раз здесь появилось сомнение, то нельзя выносить суждение о том, что они вышли из религии, ибо если для кого-нибудь было установлено, что он ранее вошел в ислам (а для хариджитов это установлено), то для того, чтобы вынести суждение о выходе его из религии, необходимо абсолютная уверенность.

Когда Али спросили о жителях возле реки (хариджиты), он ответил:

"Они избежали куфра".

Я (Ибн Хаджар) говорю:

Если положить, что эти слова переданы от Али, то это объясняется тем, что Али не знал их верований, за которые им выносится такфир.

Что касается выражения "есть ли", то это спорное доказательство. В других вариантах предания передается просто: "к нему ничего не пристало". Это можно объединить следующим образом:

Сначала он засомневался, остались ли там следы, но затем понял, что там ничего не осталось.

Возможно и следующее объяснение:

На некоторых хариджитах остались следы, а на некоторых не осталось.

Куртуби сказал в "Муфхим"е:

"Из хадиса больше следует, что они неверные. По-другому хадис толковать сложно (хадис не дает такой возможности). Если принять такфир хариджитов, то отсюда следует, что с ними нужно сражаться и убивать, а имущество брать как добычу. Это и является мнением одной части ахлюс-сунны. Те, кто не принимает их такфир, те считают, что война с ними ведется как с непокорными. Если они будут пытаться отделяться, то им открывается война. Внутри этого мнения есть и другие разногласия: После того, как они будут побеждены, нужно ли будет убивать тех, кто не покаялся от своего бидъата, или ему нужно обязательно покаяться.

Такфир хариджитов запутанный вопрос, сложно придти к какому-то удовлетворительному мнению... ".

Из этого можно извлечь следующий поучительный урок:

Человек может выйти из ислама, не имея такого намерения. Для того, чтобы войти в другую религию не обязательно, намеренно выходить из ислама. Судя по хадисам, хариджиты худшие из творений, то есть хуже иудеев и христиан, несмотря на то, что они вышли из уммы Мухаммада (и считают себя муслимами и усердны в поклонении). То, что хариджиты хуже всех, даже иудеев и христиан это соответствует мнению о такфире хариджитов.

(Фатхуль-Бари, Бабур-Ридда, 12/295-313)

Относительно хариджитов Ибн Касир сказал следующее:

"Это очень удивительный тип людей. Субханаллаh, как же различны бывают люди. Аллаh пожелал и предопределил существование таких людей. Как верны замечания некоторых салафов относительно хариджитов. Они (некоторые салафы) сказали, что хариджиты это люди, про которых Аллаh сказал:

"Скажи: "Не поведать ли вам о тех, кто в деяниях своих потерпел наибольший убыток? Тех, чьи усилия в этой жизни были тщетны, а ведь они думали, что поступают хорошо".

(Пещера, 103-104)

Здесь подразумеваются невежественные, заблудшие люди, которые оказались в убытке.

...

Для того, чтобы сражаться с муслимами, они порвали со своими отцами, матерями, дядями и тетями и разорвали родственные связи. По причине невежества, недостатка знаний и глупости, они поверили, что это угодно Господу земли и небес. Они не поняли, что их поступки величайший грех и смута, которую им украсил шайтан. Он поклялся сбивать людей с пути и враждовать с ними и это он обманул нашего отца Адама, после чего он пал с небес.

Да хранит нас Аллаh. Сила и мощь только у него и на молитвы отвечает только он.

Часть людей попыталась убедить хариджитов, среди которых были их сыновья и братья, и им удалось вернуть одну часть от хариджизма. Но эта часть разделилась на две. Одна группа продолжила идти прямым путем. Другая снова сбежала и вернулась к хариджитам. Они собрались в Нахрауане и образовали самостоятельную армию. Конечно, среди них были смелые войны. Воюя против муслимов, они полагали, что приближаются этим к Аллаhу, удаляются от ада, что Аллаh не будет им мстить, и будет им помогать на их пути.

(Аль-Бидая уан-Нихая, 7/286-287)

Приведенные отрывки из слов ученых показывают следующее:

Положение, в которое попали хариджиты, обусловлено их невежеством (не злым умыслом), тем, что они (подобно христианам) говорили от имени Аллаhа, что не понимали; толковали аяты по собственному усмотрению. Вместе с этим они полагали, что это они являются носителями Корана; что это они возвышают его и претворяют в жизнь. Когда они воевали с муслимами, они думали, что воюют с вероотступниками, вышедшими из законодательства Корана. Поэтому они жертвовали жизнями и имуществом на этом пути. Как верно то, что про них сказал Посланник Аллаhа, : "Читают коран, думают, что он за них; на самом же деле, он против них".

Одновременно с этим передано много преданий, где говорится, что они выходят из ислама, причем без какого-либо остатка, подобно тому, как стрела выходит из дичи без всяких остатков крови и внутренностей.

Вся умма соединилась в том, что хариджиты нововведенцы и заблудшие, заслуживающие порицания. Но в такфире их, имеются известные разногласия.

Ибн Таймия в связи с этим сказал:

"По истине, умма единогласна в том, что хариджиты заблудшие и заслуживают порицания. Но по поводу такфира (в умме) имеется два мнения. Имам Малик, Ахмад и Шафии сказали, что в такфире хариджитов есть разногласия. (Маджмуъуль-Фатауа, 28/518)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: