Правовой статус нерезидентов

ФЗ «ОВРиВК» устанавливает открытый перечень субъектов, обладающих статусом нерезидента в валютных правоотношениях. В случае если субъект не входит в предусмотренный Законом состав резидентов и не относится ни к одной категории нерезидентов, то он должен признаваться нерезидентом для Российской Федерации. Физические лица признаются нерезидентами в случае если они не обладают статусом резидента. По общему правилу, гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента гражданин РФ может приобрести лишь в случае признания его постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. При этом речь идет не о продолжительности проживания гражданина РФ в иностранном государстве, а о факте наличия у него статуса постоянного жителя такого государства. Доказательством наличия у гражданина РФ этого статуса является принятие консульским учреждением РФ в соответствующем иностранном государстве такого гражданина РФ на консульский учет в качестве постоянного жителя данного государства (в настоящее время это обстоятельство удостоверяется путем проставления в заграничном паспорте гражданина РФ соответствующей консульской отметки). В соответствии со ст. 25 Консульского устава СССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г., консул ведет учет постоянно проживающих и временно находящихся в его округе граждан РФ. Только учетная отметка российского консульского учреждения может признаваться достоверным доказательством наличия у гражданина РФ статуса постоянного жителя иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства предполагаются нерезидентами, если они не проживают постоянно на территории РФ на основании вида на жительство. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Таким образом нерезидентами – физическими лицами являются: - граждане Российской Федерации, признаваемые постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; - иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Юридические лица признаются нерезидентами в случае, если они созданы в соответствии с законодательством иностранных государств и имеют местонахождение за пределами территории Российской Федерации. В отличие от юридических лиц – резидентов, для признания юридического лица нерезидентом необходимо одновременное выполнение двух условий: - юридическое лицо должно быть создано в соответствии с законодательством иностранных государств; - юридическое лицо должно иметь местонахождение за пределами территории РФ. Юридические лица – нерезиденты должны пройти государственную регистрацию в соответствии с национальным законодательством страны их учреждения. Законодательство зарубежных стран возлагает на разные государственные органы обязанность по государственной регистрации юридических лиц (например, на суды общей юрисдикции, органы юстиции, налоговые органы и т.д.). Например, в Великобритании государственная регистрация большинства юридических лиц осуществляется специальным служащим Департамента торговли и промышленности – Регистратором компаний. В подтверждение государственной регистрации Регистратор выдает сертификат об инкорпорации. В Германии некоммерческие организации регистрируются в реестре союзов, который ведется в соответствующем участковом суде. Торговый реестр также ведется судами 13 В состав субъектов, признаваемых нерезидентами включаются также организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации. Например, такими субъектами являются полные товарищества, созданные по законодательству стран (Германия, Швейцария), не признающих их юридическими лицами. В Италии не признаются юридическими лицами коммандитные товарищества. В Великобритании не являются юридическими. 13 Сапожников Н.В. Основные понятия, используемые в Федеральном законе // Комментарий в Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный). М., Волтерс Клувер, 2004. С. 12. лицами и не подлежат государственной регистрации (инкорпорации) организации, созданные в форме партнерства, ассоциации, преследующие некоммерческие цели (общественные и благотворительные ассоциации, профессиональные союзы) с числом членов не более 20 14 Как уже упоминалось, порядок установления и осуществления дипломатических сношений, а также учреждения и аккредитации постоянных дипломатических представительств определен Венской конвенцией о дипломатических сношениях. Порядок установления и осуществления консульских сношений, а также открытия и аккредитации консульских учреждений определен Венской конвенцией о консульских. Отнесение обособленных или иных самостоятельных структурных подразделений организаций, как являющихся юридическими лицами, так и не являющихся таковыми, к резидентам или нерезидентам осуществляется исходя из страны резиденства самой организации. Резидентами являются находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – юридических лиц. Нерезидентами признаются находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов. Законодательство иностранных государств по-разному определяет обособленные подразделения. Например, пар. 13 Германского Торгового уложения предусматривает возможность создания торговыми товариществами в качестве самостоятельных подразделений отделений. Нерезиденты - аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организация. 14 Сапожников Н.В. Основные понятия, используемые в Федеральном законе // Комментарий в Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный). М., Волтерс Клувер, 2004. С. 12. сношениях. Учреждение дипломатических представительств и открытие консульских учреждений регулируются также двухсторонними международными договорами Российской Федерации. Порядок учреждения постоянных представительств иностранных государств при межгосударственных или межправительственных организациях определяется соответствующими международными договорами. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации. Создание и деятельность филиалов и постоянных представительств межгосударственных и межправительственных организаций (т.е. международных организаций) в Российской Федерации определяются соответствующими международными договорами Российской Федерации. Таким образом, деление этих субъектов на резидентов и нерезидентов осуществляется в зависимости от того, чьи интересы они представляют в международных отношениях. К нерезидентам относятся филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения следующих лиц: юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющих местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организаций, не являющихся юридическими лицами, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющих местонахождение за пределами территории Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: