Глава 3. Правовой статус резидентов и нерезидентов

3.1. Правовой статус резидентов.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит исчерпывающий перечень субъектов, обладающих статусом резидента. Правовым статусом резидента – физического лица обладают: - физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; - постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданство РФ приобретается, согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Принятый ФЗ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» установил, что гражданство РФ – это устойчивая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, гражданами РФ признаются лица, которые до 1 июля 2002 г. уже являлись гражданами РФ, а также приобрели гражданство по законодательно предусмотренным основаниям (например, по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации). Документом, удостоверяющим гражданство РФ является паспорт гражданина России или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Правовой статус резидентов физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании вида на жительство регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Документом, подтверждающим факт постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ является вид на жительство, который представляет собой документ, выданный этим лицам в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный въезд в РФ и выезд из нее. Для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Правовым статусом резидента – юридического лица обладают: - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; - находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ. Критерием отнесения юридических лиц к резидентам является «национальность» законодательства, в соответствии с которым юридическое лицо было создано. Резидентами признаются юридические лица и их подразделения, созданные в соответствии с законодательством РФ. Законодательство, которому подчиняется деятельность юридического лица, определяется по месту его регистрации. Создание юридического лица по российскому праву предполагает его регистрацию и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Государственный реестр. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Регистрация осуществляется в настоящее время Федеральной налоговой службой в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 2 июля 2005 г.). Отнесение обособленных или иных самостоятельных структурных подразделений организаций, как являющихся юридическими лицами, так и не являющихся таковыми, к резидентам осуществляется исходя из страны резиденства самой организации. Резидентами являются находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – юридических лиц. Ст. 55 ГК РФ закрепляет общие положения о филиалах и представительствах юридического лица. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции его представительства. В ГК РФ не указаны иные подразделения юридических лиц, нежели филиалы и представительства. Правовым статусом резидентов обладают дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях. Порядок установления и осуществления дипломатических сношений, а также учреждения и аккредитации постоянных дипломатических представительств определен Венской конвенцией о дипломатических сношениях, заключенной 18 апреля 1961 г. (СССР ратифицировал Конвенцию в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1964 г. N 2208-VI). Порядок установления и осуществления консульских сношений, а также открытия и аккредитации консульских учреждений определен Венской конвенцией о консульских сношениях, заключенной 24 апреля 1963 г. (СССР присоединился к Конвенции в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1989 г. N 10138-XI). Согласно ст. 1 Конвенции "консульское учреждение" означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство. В настоящее время также действует в части, не противоречащей российскому законодательству, Консульский устав СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. Согласно ст. 2 указанного Устава консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатических представительств, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства. Учреждение дипломатических представительств и открытие консульских учреждений регулируются также двухсторонними международными договорами Российской Федерации. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также созданные на основании международных договоров Российской Федерации торговые представительства Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" обеспечивают внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах. Постоянные представительства Российской Федерации учреждаются при межгосударственных или межправительственных организациях в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Новым положением валютного законодательства является юридическое признание в числе резидентов публичных субъектов. Резидентами являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Российская Федерация обладает исключительными полномочиями по осуществлению валютного регулирования, так как согласно ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование является предметом ведения Российской Федерации. Российская Федерация участвует в международных валютных правоотношениях. Бюджетный кодекс РФ предусматривает полномочия Российской Федерации по вступлению в международные финансово-кредитные отношения. Так, ст. 94 БК РФ в числе источников финансирования дефицита федерального бюджета называет внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией. Большинство валютных правоотношений с участием Российской Федерации регламентируется международными договорами и соглашениям, заключаемыми Российской Федерацией в пределах федеральных полномочий, установленных Конституцией РФ. Субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 1 ФЗ от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации не являются международными договорами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: