Глава первая: Сомнение о прощении ошибок

Часть четвертая.

Содержание:

Раздел первый: Некоторые лже-доказательства и сомнения, которые сеют люди, пытающиеся доказать, что незнание является оправданием в основах религии. Попытки доказать аятами Корана.

Глава первая: Сомнение о прощении ошибок.

Глава вторая: Хадис об иджтихаде.

Глава третья: сомнение об апостолах.

Глава четвёртая: Сомнение, что заблуждение бывает только после разъяснения.

Раздел Второй: Некоторые лже-доказательства и сомнения, которые сеют люди, пытающиеся доказать, что незнание является оправданием в основах религии. Попытки доказать хадисами.

Глава первая: Хадис об Аише.

Глава вторая: Зату Ануат.

Глава третья: Поклон Муаза.

Глава первая: Сомнение о прощении ошибок.

Сомнение первое: Некоторые люди утверждают, что ошибки прощаются. Незнание же считается одним из видов ошибки. Поэтому, по их мнению, незнание считается оправданием, будь-то в основах, будь-то в подробностях религии. Как доказательство, эти люди приводят следующие аяты:

"Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забудем или ошибемся"

(Корова, 286)

"Зовите их (приемных детей) по именам их отцов, это - более справедливее у Аллаhа, а если не знаете их отцов, то это - ваши братья в вере и ваши близкие. Нет на вас греха, в чем вы ошиблись при этом, а (грех) только в том, что (злонамеренно) замыслят ваши сердца. Ведь Аллаh - прощающий, милосердный!"

(Сонмы, 33/5)

Также они приводят следующие хадисы:

"Когда хаким (судья) делает иджтихад (выносит суждение, опираясь на коран и сунну и прилагая все силы, чтобы не ошибиться) и его суждение оказывается истинной, то ему - две награды. Если же он сделает иджтихад и ошибется, то ему - одна награда"

В другом хадисе говорится:

"Людям из моей уммы прощено то, в чем они ошиблись; забыли или были заставлены (икрах)"

Эти люди говорят, что это суждение (о прощении ошибки) носит абсолютный характер и даже ограничивает явный смысл аята о непрощении ширка. На самом же деле Кораном, сунной, иджмой, словами сахабов и последующих ученых доказано, что смысл этих текстов не абсолютен, а действителен с оговорками.

Приведем некоторые коранические доказательства того, что суждение о прощении ошибок не является абсолютным (Ранее они были приведены с соответствующими толкованиями в третьей части книги):

"О те, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко с речью, как вы обращаетесь друг к другу. Чтобы не оказались тщетными ваши деяния, так, что вы даже не будете знать [об этом]"

(Комнаты, 2)

К нашей теме это имеет следующее отношение: Деяния становятся тщетными, несмотря на незнание.

Бухари в книге тафсира выражение в этом аяте (وَأَنتُمْ لَا تَشْعُرُونَ) толкует как: "И вы не будете знать об этом". Этот аят доказывает, что муслим может совершить такое деяние, которое сделает тщетным его деяния так, что он не будет об этом знать. Это же возможно только в случае куфра.

Ибн Таймия сказал:

Это очевидно. Деяния становятся недействительными только по причине куфра. Ведь, кто умрет, обладая верой - тот обязательно должен войти в Рай. Даже если и попадет в Ад, то все равно выйдет оттуда. Если его деяния были бы недействительными, то он ни в каком случае не мог бы войти в Рай. Итак свести деяния к нулю может только куфр. Это общеизвестное положение методологии ахлюс-сунны.

(Ас-Сарим аль-Маслюль, 47)

Судья Иядъ относительно этого аята сказал следующее:

Деяния могут стать тщетными только по причине неверия. неверного же следует предать смерти.

(Шифа, том 4, глава 1; часть 1)

Итак, этот аят доказывает, что суждение о прощении ошибок не общее, а касается ошибок, кроме куфра.

Еще одно доказательство:

"А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы только погружались (в беседы) и развлекались". Скажи: " уж не над Аллаhом ли и его аятами и его посланником вы издевались?" Не извиняйтесь! Вы вошли в неверие, после того как уверовали"

(Покаяние, 65-66)

Эти люди, как это и сказал ибн Таймия, когда говорили слово неверия, не намеревались становиться неверными. Они думали, что куфр наступает только в тех случаях, когда это сказано всеръез. Шутку же они считали за оправдание, подобно икраху. Несмотря на их незнание, шариат принял их неверными и не принял их оправдания. В этом случае, люди, несмотря на свою ошибку, не были прощены. Поэтому этот аят есть доказательство того, что прощение ошибок не является абсолютным суждением. Наоборот в суждении есть оговорка, что ошибка не должна быть куфром или ширком.

Такую же доказательную силу имеют эти и другие подобные аяты:

"Они пытаются обмануть Аллаhа и тех, которые уверовали. На самом же деле, они не обманывают никого кроме самих себя, но не сознают этого...

А когда им говорят: "Не распространяйте на земле смуты и беспорядка!" - они говорят: "Мы - только благоустроители". Знай, они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого.

А когда говорят им: "Уверуйте, как уверовали люди!" - они отвечают: "А мы что, разве веруем как глупцы?". Знай, Поистине, они и есть глупцы, но этого не знают!"

(Корова, 9, 11-13)

Что касается тех аятов, которые приводят крайние мурджииты:

"Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забудем или ошибемся"

(Корова, 286)

"Зовите их (приемных детей) по именам их отцов, это - более справедливее у Аллаhа, а если не знаете их отцов, то это - ваши братья в вере и ваши близкие. Нет на вас греха4, в чем вы ошиблись при этом, а (грех) только в том, что (злонамеренно) замыслят ваши сердца. Ведь Аллаh - прощающий, милосердный! "

(Сонмы, 33/5)

Нет сомнений в том, что прощение, подразумевающееся в этом аяте, это прощение, присущее ахлюль-къибле (муслимам). Как известно, свойство "быть из ахлюль-къиблы" действительно только для муваххидов, которые очистились от всякого куфра и ширка. Только муваххид имеет право называться ахлюль-къибла и только он может пользоваться всеми преимуществами и льготами, предоставляемыми для людей ахлюль-къибла. Одной из таких льгот и является прощение ошибок. Но так как они и так уже очищены от всех видов ширка и куфра, то прощаемые им ошибки, это ошибки, кроме куфра и ширка. Если же он совершит какой-нибудь ширк или куфр, то он уже автоматически перестает быть муваххидом и выходит из категории людей ахлюль-къибла, а значит уже не имеет права пользоваться льготой прощения ошибок.

Это видно из контекста аята. Ведь в контексте видно, что сначала определяются свойства людей, заработавших право на льготу, а затем упоминается сама льгота прощения ошибок именно для людей, свойства которых точно описаны. Приведем контекст аята:

"Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, а также и верующие (уверовали). Все они уверовали в Аллаhа, и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников. (Они говорят): "Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников (веруя в одних и отвергая других)". Они говорят: "Мы услышали и повинуемся! Прощение Твое, Господи наш, и к Тебе - возвращение!"

Не возлагает Аллаh на душу ничего, кроме возможного для нее. Ей (на пользу) - то, что она заработала (из доброго), и против нее - то, что она заработала (из греховного) для себя. Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забудем или ошибемся"

(Корова, 285-286)

Из контекста очень ясно видно, что льгота прощения ошибок только для тех, кто уверовал в Аллаhа, посланников, книги, ангелов. А тот, кто совершил куфр или ширк, тот не считается уверовавшим в Аллаhа, посланников, книги, ангелов.

Здесь ситуация такая же как и в следующем хадисе, переданным Бухари:

"Поистине посланник Аллаhа, , сказал группе людей возле него:

"Присягните мне в том, что не будете приобщать никаких сообщников Аллаhу; что не будете воровать; что не будете прелюбодействовать; что не будете убивать своих детей...

Кто из вас будет верен этому - тому награда от Аллаhа. Кто же подвергнется страданию за совершение этого (греха), он станет наказанным в этом мире, и это будет для него искуплением совершенного греха." (То есть, кто совершит прелюбодеяние и будет наказан за это закидыванием камнями насмерть, это будет искуплением за его прелюбодеяние. Аналогично обрубание руки - искупление воровства; убийство в отместку - искупление убийства человека и.т.д.)"

Хафизъ Ибн Хаджар передал от имама Науауи следующее:

"Общее суждение этого хадиса ограничено следующим аятом:

"Поистине, Аллаh не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает всe, что помимо этого, кому пожелает."

(Женщины, 48)

Таким образом если человека убьют как вероотступника, это не будет для него искуплением."

(Фатх аль-Бари, 1/81-83)

Далее хафизъ перечисляет объяснения хадиса и в конце указывает, что согласен со словами имама Науауи.

Да, это так; потому, что суждение о запрещенности и непрощаемости ширка окончательное и абсолютное. Поэтому все другие тексты оцениваются в свете этого суждения. Это суждение налагает условия на все льготы предусмотренные для ахлюль-къиблы. Да и вообще люди ахлюль-къиблы это такие люди, которые уже очистились и избежали ошибок в куфре и ширке. Они заработали эту льготу по милости Аллаhа, а Аллаh смилостивился над ними потому, что они направили все поклонения Аллаhу и отвергли ложное господство и божественность всех помиммо Аллаhа.

Вот как толкует этот аят (2/286) имам толкователей Табари:

Если нас спросят: "Разве возможно, чтобы Аллаh азза ва джалля наказывал своих рабов за то, что они забыли или ошиблись? Зачем тогда нужно просить Аллаhа чтобы он простил нас за это?"

На такой вопрос следует ответить вот как:

Поистине забывание бывает двух видов:

Первое это когда забывание происходит по вине раба, из-за его безответственности, небрежности и халатности. Второе это когда забывающий не в силах запомнить по причине слабоумия и нехватки возможностей. Так вот, когда забывание происходит из-за того, что раб халатно относится и не придает должного внимания своим обязанностям, то это вина самого раба, ибо он оставил добросовестность в религии и стремление к Аллаhу (раб должен был бояться разгневать Аллаhа и должен был усердствовать и стараться, чтобы не ошибиться. Поэтому его ошибка это результат того, что раб не боится Аллаhа, не боится вызвать его гнев и не стремится угодить Аллаhу). Поэтому раб ответственен за это забывание.

Это такое забывание, за которое Аллаh наказал Адама (у Адама оно было в очень легкой форме и все, что сказано выше относительно того, что раб халатен, это не касается Адама, ибо он пророк, а для пророков даже мельчайшая оплошность для них серъезна. Кроме этого злословить на пророков, отзываться о них неодобрительно, укорять их запрещено и является куфром) и вывел его из Рая.

В аяте говорится:

"И заключали мы уже прежде завет с Адамом, но он забыл, и не нашли Мы в нем стойкости"

(Таха, 115)

Это также такое забывание, о котором упоминается в следующем аяте:

"... неверные, которые отнеслись к своей религии как к забаве и потехе; и обольстила их мирская жизнь. Сегодня забудем их мы, как забыли они встречу этого дня; и отвергали наши знамения."

(Преграды, 51)

Итак в словах: "Господи наш! Не взыщи с нас, если мы забудем или ошибемся" содержится просьба раба о прощении за забывание в обязательных деяниях. Как мы и описывали раньше это забывание не должно быть результатом безответственности и халатности раба. Также это забывание не должно быть в сфере неверия относительно Аллаhа. Потому, что если это будет куфром, то просить Аллаhа о том, чтобы он простил куфр нельзя. Ведь Аллаh сообщил своим рабам, что он не прощает ширк. То есть сообщено, что в области куфра ошибаться нельзя, и поэтому просить о прощении этого нельзя. Просить о прощхении можно только в таких как например: Забывать текст корана по уважительным причинам; забывать совершить намаз или пост и.т.д....

Аналогично ошибка тоже бывает двух видов...

В этом случае раб просит у Аллаhа прощение за то, что он совершил из греховного, кроме тех случаев, когда грех - куфр.

(Тафсир Табари)

Вот так толкует эти аяты имам толкователей.

А вот как оценивает Ибн Таймия автора этого толкования:

Что касается тафсиров, которые имеются у людей на сегодняшний день, то самым достоверным из них является тафсир Мухаммада бин Джарира ат-Табари. В этом тафсире не приводятся таких слов салафа, у которых нет своей определенной цепочки. Также в тафсире нет каких-либо нововведений и нет слов, переданных от нововведенцев. Поэтому тафсир Ибн Джарира ат-Табари самый достоверный и надежный среди всех тафсиров, вроде тафсиров Багъави, Куртуби, Ибн Атийи, Замахшари и других.

(Фатава, 13/385-388)

Так вот имам муфассиров указал на то, что льгота прощения ошибок и забывания, предоставленная верующим, не абсолютна, а ограничена только грехами, не являющимися куфром или ширком.

На это указывает аят:

"Поистине, Аллаh не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает всe, что помимо этого, кому пожелает..."

(Женщины, 48 и 116)

Это так, ибо как на это мы и указывали раньше, ахлюль-къибла это те, кто оставил ширк и привязался к основам Ислама.

Это описывается в следующем аяте:

"А если они обратятся (от ширка и куфра), станут совершать намаз, и давать закят, то - они ваши братья по вере"

(Покаяние, 11)

Ученый этой уммы Ибн Аббас сказал, что этим аятом установилась запретность крови людей ахлюль-къиблы.

(См тафсир Куртуби).

То есть ахлюль-къибла это такие люди, которые содержат в себе следующие свойства: Не быть причастным к ширку и мушрикам и быть привязанным к основам Ислама. Только такие люди могут воспользоваться льготами, предоставленными ахлюль-къибле. Те же, кто совершает ширк - они лишены свойства быть людьми ахлюль-къиблы, поэтому он лишен льгот ахлюль-къиблы, то есть его ошибки (в куфре и ширке) ему не прощаются.

Вот что говорит Ибн Таймия по поводу хадиса:

"Поистине Аллаh простил моей умме то, что происходит в их душах (наущения, нашептывания шайтана), пока они не выскажут их, или не претворят в дело":

Прощение того, что в душах присуще только для уммы Мухаммада, , которая уверовала в Аллаhа, ангелов, книги, посланников и судный день. Нет сомнений в том, что прощение может быть только в таких вопросах, которые не нарушают веру. Что касается того, что нарушает веру, то это не входит в содержание хадиса. Ведь если какое-то деяние нарушает веру, то совершивший это деяние уже вышел из уммы Мухаммада, . Например двуличный скрывает свой куфр, но происходящее в его душе не может являться предметом прощения. Этот хадис нужно рассматривать в совокупности с другими шариатскими доказательствами; и все эти доказательства объединяются в один непротиворечивый смысл. Это подобно тому, что Аллаh прощает этой умме ошибки и забывание. То есть тот, кто обладает верой - его ошибки, забывание и то, что происходит в его душе прощаются; подобно тому как на том свете верующие грешники будут вытащены из Ада. Что касается того, кто не обладает верой (единобожием), то шариатские доказательства не указывают, что его грехи прощаются.

(Фатаwа, 10/760)

Ибн Таймийя ясно дал понять, что льготами прощения могут воспользоваться только те, кто обладает верой (единобожием) и что прощение может быть только в вопросах, которые не нарушают веру, то есть прощение охватывает грехи, не являющиеся куфром или ширком. Что касается тех, кто совершил деяние куфра или ширка, то он не входит суждение хадиса о прощении. Совокупность шариатских доказательств соединяются в этом смысле.

Теперь приведем некоторые доказательства из сунны о том, что суждение хадиса об ошибках не абсолютное и не общее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: