Теория подражания

Жан Габриель Тард. «Закон подражания», «Личность и толпа», «Соц. логика». Социология расм. им как коллективная, интерментальная психология, изучающая соц. процессы. Три типа соц. процессов: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). Основными соц. законами были: подражание, оппозиция, адаптация. Продуктом подражания является рост государства, экономическое развитие, язык, религия, и др. феномены и процессы соц. мира. Соц. познание – это познание как происходит подражание, которое имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. К внешним относятся: религиозные, политические, эстетические, лингвистические и др. 3 типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, подражание идеалу.Общество – это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д. «Публика» - это «чисто духовная общность», в рамках которой индивиды физически рассредоточены; это интеллектуальная общность.

Интеракционизм.

Взгляды Лебона и Тарда способствовали зарождению интеракционизма, для сторонников которого личность - социальное существо, принадлежащим к той или иной общественной группе и выполняющим несколько социальных ролей. Следовательно, в интеракционизме противопоставление личности и общества уступает место их взаимосвязи и взаимодействию. Одним из основателей явл. Чарльз Кули (1864—1929). В его учении личность и общество взаимодействовали в рамках различных социальных групп. Кули первым ввел их классификацию:

Первичные группы - ассоциацию и кооперацию индивидов, непосредственно (лицом к лицу) взаимодействующих друг с другом, образуют люди; поддерживающие устойчивые отношения, характеризующиеся, как правило, пониманием, интересом и взаимными симпатиями. (семья, производственная бригада, детский игровой коллектив, студенческая группа). Исследуя поведение личности в рамках таких групп, Кули различает и выделяет самосознание их членов (то, что я думаю о себе), социальное сознание (то, что я думаю о других) и общественное сознание (то, что в группе думают обо мне и о группе в целом). По существу самосознание, социальное и общественное сознание оказываются тесно связанными и отражают реальное взаимодействие членов группы и общества в целом.

Вторичных общественных коллективов - классы, нации, партии, они образуют социальную структуру общества, при этом индивид выступает лишь как носитель определенных функций, а царят безличные отношения. Теория «Зеркального Я» - самоосознание человека во многом обусловлено реакциями окружающих людей. Таким образом, другие люди играют роль «зеркала», смотрясь в которое, мы можем судить о самих себе. На базе интеракционизма в XX столетии в западной, прежде всего американской социологии возникла концепция символического интеракционизма.

Итог новый важный шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества.

интерес к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.

сторонники психологического направления преувеличили роль и значение психологического фактора в социальных процессах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: