Феноменологическая социология - теоретико-методологическое направление в современной социологии, рассматривающее общество в виде явления, созданного и постоянно воссоздаваемого в духовном взаимодействии индивидов.
Причины появл-я: необходимости изучения социального мира как повседневного (обыденного) жизненного мира индивида, причем не просто индивида, а чувствующего, переживающего, стремящегося к чему-либо человека. В этом случае социальный мир как объект социологического изучения превращался в мир феноменальный, мир субъективного опыта.
Задача феноменологической социологии - выяснить, обнаружить, понять, познать, как, каким образом люди структурируют (упорядочивают) воспринимаемый мир (его феномены, явления) в своем сознании и как воплощают свое знание мира в повседневных действиях, т.е. в обыденной жизни.
Основоположник - немецкий философ Эдмунд Гуссерль. Главная задача феном-гии — изучать «чистое сознание», исходить из «первоначального опыта» и «первоначального знания». Понять «чистое сознание» можно лишь путем интуитивного описания, лежащего в основе феноменологического анализа, т.е. описания феномена, данного сознанию индивида.
|
|
Ключевое понятие феноменологии — интенциональность, что означает направленность сознания на определенный, значимый для него объект.
Гуссерль сформулировал учение о «жизненном мир - целостная структура человеческой практики. жизненный мир — это сфера непосредственно переживаемого опыта, которая может быть описана феноменологически. Знание, полученное таким образом, — это научное знание о повседневной жизни.
Макс Шелер (1874—1928)
Разграничение всего бытия на две сферы:
1.субструктуры (или реальных социальных факторов) - географические, биологические, демографические, экономические, политические феномены (явления). база социальной детерминации идей.
2.суперструктуры (или духовных, идеальных форм). существуетнезависимо от субструктуры, поскольку является сферой «абсолютного духа», «идеальных сущностей», а человеческое познание есть способ приобщения к этой сфере.
Переход из сферы субструктуры в сферу суперструктуры осуществляется через «структуру человеческих побуждений» - это определенные импульсы, инстинкты, которые порождаются биологическими, географическими, экономическими и иными явлениями. В свою очередь, эти импульсы, побуждения вызывают стремления к тому или иному типу знания. Например, импульс, побуждение к спасению порождает тягу к религиозному знанию.
Ввел термин социального знания:
позитивное - знание ради господства, или деятельностное знание позитивных паук;
|
|
метафизическое - знание ради образования, или образовательное знание философии;
религиозное - знание ради спасения
Принципы учения о знании:
1. Знание априорно – предшествует все этапам человеческого самосознания.
2. Способы общения индивидов: подражание, сопереживание, понимание, идентификация.
3. В основе нашего мира лежит знание внешнего мира, внутреннего, природного.
Шюц
Интерсубъективный мир — это общий для всех людей мир, актуально данный или потенциально доступный каждому на основе интеркоммуникации и языка.
Интерсубъективный характер повседневного знания ставит проблему его социализации. Три аспекта этой проблемы:
а) взаимность перспектив, или структурная социализация знания; освоение и усвоение опыты, благодаря воспияртию знаний.
б) социальное происхождение знания, или его генетическая социализация; малая часть знания в личном опыте, большая имеет социальное происхождение.
в) социальное распределение знания; в чем - то человек является экспертом в чем - то дилетантом.