Проблемы соц-ии

Человек не рождается членом общества, а появляется на свет лишь с предрасположенностью к социальности. Членом общества он становится лишь в ходе длительного процесса социализации, отправным пунктом которого является интернализация - непрерывную идентификацию людей друг с другом, поскольку каждый из них участвует в бытии другого. (процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами.)

Первичная социализация - подвергается в детстве и вследствие чего он становится членом общества.

Вторичная социализация - благодаря которой уже социализированный индивид включается в «новые сектора объективного мира общества».

Отличие вторичной социализации в том, что она выступает как «приобретение специфически ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда» характер вторичной социализации зависит от статуса связанной с ней системы знания.

Итог: Завершая рассмотрение феноменологической социологии как одного из наиболее развитых направлений социологии XX в., отметим, что в ней подчеркивается роль субъективной стороны и предмета исследования — отношения человека к повседневному бытию, делается акцент на активном, сознательном, творческом элементе «конструирования» социального мира, который может рассматриваться только в связи с позициями, целями и интересами взаимодействующих субъектов. В этом проявляется направленность феноменологической социологии против позитивизма и неопозитивизма, явно недооценивающих роль и значение гуманистической линии в социальных науках.

Франкфуртская школа социологии

Идея, представители, Неомарксизм, Глав. движ. сила, основные проблемы: анализ капитализма сквозь отчуждение, критика современ общва,авторит личность, соц. культуры.

Маркузе: Одномерный человек и общество: одинаковые желания, массовое потребление, потребности извне, великий отказ. Революция: идивид сексуал, культур – против респрессив, соц-ный – глав. движущ сила осущ-ет революцию.

Адорно: отчуждение, авторитарная личность, соц. музыки, негативная иалектика.

Хабермас: сферы чеорвеч: труд и интераеция, дискурс, жизненный мир: объетив, соц-ный, субъектив. Типы идеального дейсвт: теологич, норматив, драматур, коммуникат. Этапы эволюции: мифопоэтическая, космологическая, религиоз, метафизич, современ. Типы куль-р: неолетич, развитая, модер. (мифы, правовое регулирование, конвенциональность струк сис дейст)

Под Франкфуртской школой в социологии принято понимать одно из наиболее влиятельных леворадикальных течений, возникшее в конце 1920-х гг. и оформившееся в 1930-х гг. на базе франкфуртского Института социальных исследований и «Журнала социальных исследований». И тем и другим руководил в то время М. Хоркхаймер (1895—1973), стоявший у истоков школы. Наиболее видные ее представители, кроме М. Хоркхаймера, — Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас.

Идея ФШ – противостояние официальной идеологии буржуазного консерватизма и социализма. Представители ФШ отрицали справедливость и обоснованность идей марксизма в отношении капитализма и земены его социализмом. Они сыграли роль в появлении неомарксизма. Неомарксизм – отрицание духовной культуры канпитализма, признание необходимости антикапиталистической революции. Капитализм как общество всеобщего отчуждения и подвергается резкой и беспощадной критике (отсюда одно из названий теории Франкфуртской школы — «критическая теория» или «критическая социология»).

Главной движущей силой выступают группы, которые находятся на социальным дне капиталистического общества: люмпенизированные слои населения, безработные, представители сексуальным меньшинств и др.

Основные проблемы и темы Франкфуртской школы:

социологический анализ капитализма, предпринятый сквозь призму проблемы отчуждения;

критика современного общества за его антигуманный, антиличностный характер;

концепция авторитарной личности и попытка с помощью конкретных социологических исследований доказать, что этому типу личности действительно соответствует определенная социальная реальность;

разработка методологии исследований в области социологии культуры, искусства (Адорно), коммуникаций (Хабермас), движений леворадикального толка (Маркузе).

Герберт Маркузе(1898 - 1979): «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Советский марксизм» (1958), «Од-не)мерный человек» (1964), «Эссе об освобождении» (1969), «Конец уто пии», «Контрревешюция и бунт» (1972) и др.

Общество зашло в тупик тоталитаризма, технологии способствуют подавлению индивидуальности, происходит выравнивание людей на уровне их усреднений. Именно при таких технологиях возникает одномерное общество – одномерный человек – его многомерное культурное, социальное, моральное, индивидуальное становится невозможным.

Одномерный человек:

все люди одинаковы, так как подчиняются одним и тем же желаниям;

в обществе царит завуалированный неототалитаризм — общество массового потребления создало свои ценности, повлияло на культуру и контролирует каждого индивида.

потребности современного человека ложны и навязаны ему извне, что делает его рабом собственных потребностей.

человек должен совершить «Великий Отказ» — изменить направление своих потребностей от эксплуатации природы в сторону гармонии с ней, обратив свои желания и чувства к высокой духовности.

Революция против одномерного человека – общества возможна если она выйдет на уровень витальных потребностей.

Три уровня революции:

1. индивидуальный, антропологический; предполагалось, что революция должна была стать сексуальной, поскольку речь идет об «освобождении» подавленных капиталистическим обществом эротических влечений.

2. культурный характер. Здесь главным является борьба против «репрессивной культуры» индустриального общества. Суть же «культурной революции» состоит в победе авангардистского сюрреалистического искусства, в котором выражается бунт названных выше влечений.

3.социальный — ряд общественных групп, не интегрированных в современное индустриальное общество, осуществляет социальную революцию, направленную против «позднекапиталистического общества», стремящегося к тоталитаризму, репрессивной культуры этого общества и господствующего авторитарного типа личности.

Маркузе не видит в рабочем классе главную движущую силу.

Адорно Теодор. «Диалектике просвещения». Центральное место занимает в ней рассмотрение проблемы отчуждения как сквозной для всей капиталистической истории Запада. Этот исторический процесс рассматривается как постепенная утрата человеком своей индивидуальной свободы в условиях буржуазного общества.Авторитарная личность – личность в условиях капиталистического общества, а её свойства и признаки анализировались с позиции антигуманистической направленности.

Соц-гия музыки. Определенные виды музыки можно рассматривать как моделирование процесса отчуждения (обесчеловечивания) человека, происходящего в условиях позднего капитализма. Как и анализу общества и его теорий, трактовке социологом музыки также присущ критический характер. Процесс «подавления» личности «общественной тотальностью» в виде определенной музыки. «Сущность общества становится сущностью музыки».

«Негативная диалектика» - критика традиционных понятий и категорий диалектики, абсолютизацию ее отрицающей функции, т.е. принципа негативности — в противоположность диалектическому принципу, согласно которому главное - не отрицание а утверждение, использующее лишь в качестве одного из своих моментoв отрицание.

Юрген Хабермас является наиболее ярким представителем второго поколения Франкфуртской школы

Социальное знание рассматривалось в тесной связи с человеческими интересами и действиями. Именно этой проблеме была посвящена одна из наиболее сложных его работ «Знание и интересы» (1968).

Хабермас предложил широкую концепцию разделения двух сфер человеческого существования:

труд (взаимодействие людей с природой) – детерминанты труда: технологии, рациональная организация производства, его эффективности. Как практика. Труд имеет инструментальный характер

интеракция (межличностное взаимодействие) - является основной формой осуществления труда, выступая как коммуникация. В виде теории. Способна принимать рациональный характер, но не столько инструментальной направленности (как средство для достижения определенных целей), сколько терминальной ориентации (коммуникация как самоцель).

Так как интеракция – это теория, а труд – это практика - следует необходимость их единства и взаимосвязи, которая и обеспечит эффективность человеческого бытия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: