ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Право собственности на товар переходит в момент отгрузки со склада поставщика. Доставка оплачивается отдельно, ее стоимость – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.).
Предположим, учетной политикой ООО «Гамма» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу.
В бухгалтерском учете ООО «Гамма» будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена покупная стоимость товаров | 100 000 | ||
Отражен НДС по приобретенным товарам | 18 000 | ||
Отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров | 44-1 <*> | 50 000 | |
Отражен НДС по транспортным услугам | 9 000 |
<*> Субсчет «Транспортные расходы»
Как видим, торговым организациям дано право самостоятельно определять в учетной политике для целей бухгалтерского учета порядок учета транспортных расходов по приобретению товаров:
– либо в себестоимости таких товаров;
– либо в составе расходов на продажу.
Однако следует отметить, что для бухгалтерского учета сам порядок расчета суммы транспортных расходов, приходящейся на остаток товаров, в нормативных документах четко не определен. Можно найти лишь упоминания о нем в следующих документах:
– п. 13 ПБУ 5/01:организация, осуществляющая торговую деятельность, затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, может включать в состав расходов на продажу;
– Инструкция по применению Плана счетов: по дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).
В пунктах 87, 88 Методических указаний приводится расчет списания ТЗР, но предложенная методика относится к разделу 2 «Учет материалов» и применять ее к товарам, по мнению автора, некорректно.
Получается, что порядок распределения транспортных расходов в бухгалтерском учете организация должна определить самостоятельно, закрепив его в приказе об учетной политике. С целью минимизации трудозатрат целесообразно использовать методику распределения расходов, изложенную в гл. 25 НК РФ.
Что касается налогового учета, то состав транспортных расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль, НК РФ не установлен. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ). В связи с этим при определении состава транспортных расходов в налоговом учете можно воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)[6], согласно которому к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги (см., например, ОКВЭД, класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», включающий погрузку и разгрузку грузов и багажа, а также хранение и складирование всех видов грузов). Таким образом, в целях налогообложения можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете.
Обратите внимание! Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ внесены существенные изменения в гл. 25 НК РФ, в частности в ст. 320 НК РФ, которая посвящена порядку определения расходов по торговым операциям. Новая редакция ст. 320 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования этого закона и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Итак, что же изменилось в порядке определения расходов по торговым операциям?
Во-первых, согласно новой редакции указанной статьи транспортные расходы по приобретению товаров можно учитывать не только в составе издержек обращения, но и включать в стоимость приобретения товаров, что позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет. (Старая редакция ст. 320 НК РФ предусматривала единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли – расходы на доставку товаров подлежали распределению на остаток товаров на складе независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов).
…В сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика – покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. …Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (новая редакция ст. 320 НК РФ).
Во-вторых, стала более корректной формула расчета среднего процента. Поясним это на примере.
Согласно ст. 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные.
К прямым расходам относятся:
– стоимость приобретения (в старой редакции рассматриваемой статьи – покупных) товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
– суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров (в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров).
Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Формула в старом варианте ст. 320 НК РФ.
Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определялась по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1. | [Прямые расходы, приходящиеся на остаток товаров на складе на начало месяца] + [Прямые расходы, осуществленные в текущем месяце] <*> |
2. | [Стоимость товаров, реализованных в текущем месяце] + [Стоимость остатка товаров на складе на конец месяца] |
3. | Средний процент = п. 1 / п. 2 |
4. | Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе = [Средний процент] х [Стоимость остатка товаров на конец месяца] |
<*> Получалось, что на практике в числителе фигурировали только транспортные расходы, хотя формально, следуя букве закона, речь идет о всех прямых расходах, то есть и транспортных расходах, и стоимости покупных товаров.
Формула в новом варианте ст. 320 НК РФ.
Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1. | [Прямые расходы, приходящиеся на остаток нереализованных товаров на начало месяца] + [Прямые расходы, осуществленные в текущем месяце] <*> |
2. | [Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце] + [Стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца] |
3. | Средний процент = п. 1 / п. 2 |
4. | Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров = [Средний процент] х [Стоимость остатка товаров на конец месяца] |