double arrow

Пример 5. ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб


ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Право собственности на товар переходит в момент отгрузки со склада поставщика. Доставка оплачивается отдельно, ее стоимость – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.).

Предположим, учетной политикой ООО «Гамма» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу.

В бухгалтерском учете ООО «Гамма» будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена покупная стоимость товаров 100 000
Отражен НДС по приобретенным товарам 18 000
Отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров 44-1 <*> 50 000
Отражен НДС по транспортным услугам 9 000

<*> Субсчет «Транспортные расходы»

Как видим, торговым организациям дано право самостоятельно определять в учетной политике для целей бухгалтерского учета порядок учета транспортных расходов по приобретению товаров:

– либо в себестоимости таких товаров;

– либо в составе расходов на продажу.

Однако следует отметить, что для бухгалтерского учета сам порядок расчета суммы транспортных расходов, приходящейся на остаток товаров, в нормативных документах четко не определен. Можно найти лишь упоминания о нем в следующих документах:




п. 13 ПБУ 5/01:организация, осуществляющая торговую деятельность, затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, может включать в состав расходов на продажу;

Инструкция по применению Плана счетов: по дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

В пунктах 87, 88 Методических указанийприводится расчет списания ТЗР, но предложенная методика относится к разделу 2 «Учет материалов» и применять ее к товарам, по мнению автора, некорректно.

Получается, что порядок распределения транспортных расходов в бухгалтерском учете организация должна определить самостоятельно, закрепив его в приказе об учетной политике. С целью минимизации трудозатрат целесообразно использовать методику распределения расходов, изложенную в гл. 25 НК РФ.

Что касается налогового учета, то состав транспортных расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль, НК РФ не установлен. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ). В связи с этим при определении состава транспортных расходов в налоговом учете можно воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности(ОКВЭД)[6], согласно которому к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги (см., например, ОКВЭД, класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», включающий погрузку и разгрузку грузов и багажа, а также хранение и складирование всех видов грузов). Таким образом, в целях налогообложения можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете.



Обратите внимание! Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ внесены существенные изменения в гл. 25 НК РФ, в частности в ст. 320 НК РФ, которая посвящена порядку определения расходов по торговым операциям. Новая редакция ст. 320 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования этого закона и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Итак, что же изменилось в порядке определения расходов по торговым операциям?

Во-первых, согласно новой редакции указанной статьи транспортные расходы по приобретению товаров можно учитывать не только в составе издержек обращения, но и включать в стоимость приобретения товаров, что позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет. (Старая редакция ст. 320 НК РФпредусматривала единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли – расходы на доставку товаров подлежали распределению на остаток товаров на складе независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов).



…В сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика – покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. …Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (новая редакция ст. 320 НК РФ).

Во-вторых, стала более корректной формула расчета среднего процента. Поясним это на примере.

Согласно ст. 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся:

– стоимость приобретения (в старой редакции рассматриваемой статьи – покупных) товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;

– суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров (в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров).

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Формула в старом варианте ст. 320 НК РФ.

Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определялась по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1. [Прямые расходы, приходящиеся на остаток товаров на складе на начало месяца] + [Прямые расходы, осуществленные в текущем месяце] <*>
2. [Стоимость товаров, реализованных в текущем месяце] + [Стоимость остатка товаров на складе на конец месяца]
3. Средний процент = п. 1 / п. 2
4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе = [Средний процент] х [Стоимость остатка товаров на конец месяца]

<*> Получалось, что на практике в числителе фигурировали только транспортные расходы, хотя формально, следуя букве закона, речь идет о всех прямых расходах, то есть и транспортных расходах, и стоимости покупных товаров.

Формула в новом варианте ст. 320 НК РФ.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1. [Прямые расходы, приходящиеся на остаток нереализованных товаров на начало месяца] + [Прямые расходы, осуществленные в текущем месяце] <*>
2. [Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце] + [Стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца]
3. Средний процент = п. 1 / п. 2
4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров = [Средний процент] х [Стоимость остатка товаров на конец месяца]






Сейчас читают про: