Пассиона́рная тео́рия этногене́за Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ (1989 год). Теория Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.
Взгляды Гумилёва, выходившие далеко за рамки традиционных научных представлений, вызывают споры и острые дискуссии среди историков, этнологов и др.
Пассионарная теория этногенеза не встретила понимания и поддержки учёных ни в СССР, ни за пределами Советского Союза.
Пассионарную теорию этногенеза преподают в высших школах России (например, в МГУ), Казахстана, Узбекистана как одну из теорий развития этноса[5].
|
|
Этнические системы
Этнические системы являются одновременно:
- биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам;
- формой приспособления людей к ландшафту;
- взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
- группами людей со сходным стереотипом поведения;
- группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
- устойчивыми эволюционирующими системами;
- иерархическими структурами.
Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:
- языковыми,
- религиозными
- культурными,
- юридическими,
хотя и могут ими быть.