Семья исламского права

Под ≪исламским (мусульманским) правом≫ (шариат) имеется в виду правовой аспект исламской религии,возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат (≪путь следования≫) —это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т. е. совокупность предписаний о том, что они должны и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных системах (индусское право, иудейское право, право ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Источниками мусульманского права являются: 1) Коран — священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна —совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма —общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс — суждение по аналогии в вопросах права.

Коран и сунна —основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII-Х вв. была посвящена деятельность правоведов —знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ.

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опира-лись на поощрявшийся пророком принцип ≪иджтихад≫ —свободное усмотрение судьи, в случаях умолчания других источников, относительно рассматриваемого дела. Толкование мусульмански-ми правоведами Корана и сунны на основе этого принципа фактически сопровождалось установ-лением ими новых норм шариата. Усилиями этих правоведов были сформулированы основные принципы и конкретные нормы (по преимуществу —казуистического характера) мусульманского права.

В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан кияс —способ суждения о праве по аналогии. Важное значение кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и ≪найти≫ в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе —и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым функции мусульманско-правовой доктрины о беспредельности шариата.

К XI в. окончательно складывается (общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата) и прекращается период так называемого ≪абсолютного иджтихада≫ — время прямого толкования Корана и сунны и создания основных толков мусульманского права. С XI в. начинается период так называемого ≪таклида≫ —действия шариата на основе уже сложившейся традиции и догмы иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.

Однако развитие мусульманской правовой доктрины, а вместе с ней и норм шариат продолжалось и в последующие века. Этому развитию содействовало толкование и применение положений шариата с учетом ≪условий, места и времени≫. Благодаря такому подходу доктриной было допущено применение не противоречащих исламу обычаев, соглашений сторон, административных регламентов. Хотя эти правовые формы и остаются вне самой системы мусульманского права, однако придают ему большую гибкость и приспособляемость к различным условиям и позволяют восполнить его пробелы.

Государственная власть согласно исламу —не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты.

Однако национальные системы позитивного права исламских стран, возникнув на исходной основе шариата, значительно отличаются друг от друга. Существенную роль в отходе в XIX— XX вв. исламских национальных систем права от традиционного шариата сыграли такие факторы, как развитие современных форм социально-экономической, политической и духовной жизни, рецеп-ция некоторых положений европейского права, увеличение объема и значения государственного законодательства, ликвидация в ряде стран специальных судов, применявших шариат, и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: