Мышление. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятий

Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Однако для того чтобы активно действовать в мире, используя достижения чело­веческой культуры, этого недостаточно. Человек каким-то образом за довольно ко­роткое время должен усвоить часть опыта всей цивилизации. Этот опыт передает­ся человеку в процессе социализации и обучения. Здесь большую роль играют мышление и речь, которые позволяют человеку мыслить абстрактно.

Особенностью мышления является его опосредствованный характер. Человек приобретает знания, которые содержатся в культуре, являются результатом науч­ной и практической деятельности огромного количества людей. Одновременно со знаниями человек усваивает нормы мышления и поведения, например, способы решения умственных задач или выполнения трудовых операций, он также полу­чает установку на поиск творческих нестандартных решений. Благодаря мышле­нию человек овладевает знаниями не о любых, допустим, случайных свойствах предметов, а о существенных. Мышление позволяет человеку использовать обоб­щения, понятия.

Как и в других психических процессах, психологи выделяют различные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абст­рактное. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение за­дачи осуществляется непосредственно при осуществлении некоей практической деятельности, например при сборке компьютера. Наглядно-образное мышление — это решение задач, требующих зрительных образов, схематизации опыта, опериро­вания символами; примером является изобразительное искусство. Словесно-логи­ческое мышление осуществляется в словесной форме при помощи понятий, кото­рые не имеют чувственных основ, характерных для непосредственного восприятия. Такое мышление позволяет строить гипотезы, создавать теории. Это мышление ученых, философов, писателей и т. д.

Анализируя мышление как важный психический процесс, который необходи­мо изучать в связи с решением вопроса об эффективности рекламы, следует вспом­нить важное замечание Л. С. Выготского (1958) о том, что, отрывая мышление от жизни и потребностей, мы закрываем себе пути к объяснению свойств и назначения мышления определять образ жизни и поведения, изменять наши действия.

Мышление отдельных людей может различаться по таким характеристикам, как самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, скорость и др. Неко­торые характеристики мышления также могут быть измерены с помощью специ­альных психодиагностических тестов. С исследованиями мышления тесно связа­ны исследования другого психического процесса способностей. Иногда говорят об особых мыслительных или интеллектуальных способностях. Интеллект — поня­тие, которым обозначают умение людей и животных решать какие-либо мысли­тельные задачи.


206 Психология рекламы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: