Ролевые конфликты

Один из недостатков бюрократической системы образования состоит в потенциальной возможности ролевых конфликтов среди учителей. В начальной и средней школах ролевые конфликты могут возникать по поводу дисциплины учащихся. Учителя должны укреплять власть директора школы и бороться с непослушанием учащихся. Если учащиеся плохо себя ведут, учитель оказывается перед выбором: не обращать внимания на недисциплинированных детей и не нарушать ход урока или удалить их из класса и отвести к директору. Первый вариант часто воспринимается родителями, учащимися, другими учителями и директором как свидетельство некомпетентности. Вторая, "жесткая линия поведения" часто помогает наладить дисциплину в классе, но, кроме того, может привлечь внимание директора к проблемам, о которых учитель не хотел бы ему сообщать (Гордон, 1968).

В колледжах и университетах также возникают различные Ролевые конфликты. Преподаватели должны выбрать для себя приоритеты и решить, следует ли придавать основное значение делам своего факультета или добиваться достижения более широких профессиональных целей. Те, кто выбирает первое, в большей мере поглощены преподавательской и общественной работой на благо факультета. Те, кто следует по второму пути, тратят больше времени на проведение исследований и организацию публикаций, выступления на конференциях специалистов и работу в качестве консультантов. Все это делается ради собственной выгоды.

Независимо от выбора приоритетов члены профессорско-преподавательского состава иногда становятся администраторами. В этой роли они могут столкнуться с другим типом конфликта. Его причиной может стать противоречие между интересами колледжа или университета в целом и интересами некоторых бывших коллег нового администратора. Покинув учебные аудитории, они находят друзей среди других администраторов. Иногда они вынуждены принимать решения (например, о сокращении бюджета), которые не отвечают коренным интересам факультетов, где они преподавали. Преподаватель, который становится администратором, в какой-то мере тоже утрачивает статус научного работника и самостоятельность (Мортимер, Мак-Коннелл, 1968).


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: