Теория интерперсональных отношений была предложена американской психоаналитической школой. В отличие от своих британских коллег американцы оптимистичнее смотрели на возможность компенсации раннего травматического опыта при условии установления благоприятных и стабильных отношений на более поздних этапах развития.
Родоначальник этой теории Гарри Салливен считал надежные и эмоционально удовлетворительные отношения в детстве базой нормального психического развития. Соответственно различные формы психической патологии Г. Салливен связывал с неудовлетворительными интер персональны ми отношениями как на ранних, так и на более поздних этапах развития [317].
К.Хорни. одна из наиболее ярких представительниц этой школы, ввела понятие «базисная тревога» и описала факторы среды, которые можно расценить как депривационн'ые. обусловленные нарушением отношений и взаимодействия а семье: прямое и непрямое доминирование, безразличие, нестабильное поведение, неоостаток уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостаток реального руководства, слишком большое восхищение ребенком или его полное отсутствие, недостаток теплоты, необходимость принимать чью-то сторону е родительских ссорах, слишком большая и слишком малая ответственность, ги-перпротекция, изоляция от других детей, несправедливость, дискриминация, враждебная атмосфера. Очень важна идея К. Хорни 0 внутреннем конфликте как следствии ранних переживаний ре-энка. Отягощенную форму конфликта она связывает с ранними
Глава 2