УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
психологии и педагогика
полковник внутренней службы
А.В. Шленков
«___»______2013г.
ЛЕКЦИЯ
по дисциплине «Юридическая психология»
ТЕМА 2: «ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПРАВОВОЙ НАУКЕ»
По специальности: 030301.65 «Психология»
Специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
СМК-УМК 4.4.2-45-12
Санкт-Петербург
I.Учебные цели:
1. Познакомить с личностным подходом в психологии.
2. Рассмотреть систему психических процессов.
II. Воспитательные цели
1. Воспитать стремление к самообразованию у обучающихся.
III. Расчет учебного времени.
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1.Понятие личности. 2.Психические познавательные процессы. 3.Эмоционально-волевые процессы. 4.Индивидуально-психологические особенности личности. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
IV. Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к практическому занятию
Основная
. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2008.
2.Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2006.
3.Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное
пособие. СПб., 2003.
V.Учебно-материальное обеспечение
- мультимедийный проектор, компьютерная техника;
- слайды.
VI. Текст лекции
Вводная часть
Личностный подход в психологии позволяет глубже понять и разобраться в большом количестве свойств и особенностей человеческой сущности, помогает раскрыть взаимоотношения и связи между людьми, а также внимательнее изучить личностные аспекты человека, являющегося общественным существом, которое включено в общественные отношения и является носителем сознания. Любая реакция человека и его психическое состояние в целом зависят от специфических особенностей конкретной личности, которые сформировались у него в процессе приобретения им общественного опыта, и от его потребностей, интересов и установок, т.е. от всей системы отношений его к существующей действительности. При изучении индивида нельзя отделять явление, которое изучается, непосредственно от личности в целом, ее направленности, системы отношений человека с существующей действительностью.
Личность человека проявляется в его действиях, поступках, а также в отношении к другим людям. По этим внешним проявлениям и поступкам личности можно судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Именно таким образом и происходит познание личности. Производя психологическое исследование личности и процесса формирования у данной личности необходимых ей психических качеств, следует иметь в виду то, какую именно функцию выполняет конкретное психическое явление, которое подлежит непосредственному изучению.
Под понятием «психические явления» подразумевают конкретные психические процессы, например ощущение, восприятие, мышление, которые характеризуются и определяются относительной краткосрочностью своего протекания.
Под психическими состояниями подразумевают чувство усталости, активности, пассивности, раздражительности и т.д. Психические свойства личности могут меняться в результате биологического развития человека на протяжении всего периода его жизни. При осуществлении личностного подхода к изучению объекта необходимо проводить исследование каждого отдельного свойства в составе личности, поскольку целостность личности определяется ее направленностью.
При изучении личности в качестве целостной структуры необходимо учитывать фактор, который призван обеспечивать эту целостность, т.е. направленность личности. Именно в основании направленности личности лежит система мотивов, которые возникают и развиваются в сознании человека на протяжении всей его жизни. Следует также отметить, что основные мотивы заглушают собой другие. Направленность личности может проявляться в разных областях жизнедеятельности человека, но наиболее полно ее определяет характеристика с точки зрения отношения человека к себе, к окружающим, к труду.
Учебные вопросы: