Вводная часть. психологии и педагогика

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогика

полковник внутренней службы

А.В. Шленков

«___»______2013г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Юридическая психология»

ТЕМА 2: «ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПРАВОВОЙ НАУКЕ»

По специальности: 030301.65 «Психология»

Специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

СМК-УМК 4.4.2-45-12

Санкт-Петербург

I.Учебные цели:

1. Познакомить с личностным подходом в психологии.

2. Рассмотреть систему психических процессов.

II. Воспитательные цели

1. Воспитать стремление к самообразованию у обучающихся.

III. Расчет учебного времени.

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1.Понятие личности. 2.Психические познавательные процессы. 3.Эмоционально-волевые процессы. 4.Индивидуально-психологические особенности личности. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

IV. Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к практическому занятию

Основная

. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2008.

2.Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2006.

3.Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное
пособие. СПб., 2003.

V.Учебно-материальное обеспечение

- мультимедийный проектор, компьютерная техника;

- слайды.

VI. Текст лекции

Вводная часть

Личностный подход в психологии позво­ляет глубже понять и разобраться в большом количестве свойств и особенностей человече­ской сущности, помогает раскрыть взаимоот­ношения и связи между людьми, а также внима­тельнее изучить личностные аспекты человека, являющегося общественным существом, кото­рое включено в общественные отношения и яв­ляется носителем сознания. Любая реакция человека и его психическое состояние в целом зависят от специфических особенностей конк­ретной личности, которые сформировались у него в процессе приобретения им обществен­ного опыта, и от его потребностей, интересов и установок, т.е. от всей системы отношений его к существующей действительности. При изуче­нии индивида нельзя отделять явление, которое изучается, непосредственно от личности в це­лом, ее направленности, системы отношений человека с существующей действительностью.

Личность человека проявляется в его дей­ствиях, поступках, а также в отношении к другим людям. По этим внешним проявлениям и по­ступкам личности можно судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных ка­чествах. Именно таким образом и происходит познание личности. Производя психологическое исследование личности и процесса формирования у данной личности необходимых ей психических качеств, следует иметь в виду то, какую именно функцию выполняет конкретное психическое явление, которое подлежит непосредственному изу­чению.

Под понятием «психические явления» подразумевают конкретные психические про­цессы, например ощущение, восприятие, мыш­ление, которые характеризуются и опреде­ляются относительной краткосрочностью своего протекания.

Под психическими состояниями подразуме­вают чувство усталости, активности, пассивно­сти, раздражительности и т.д. Психические свойства личности могут меняться в результа­те биологического развития человека на протя­жении всего периода его жизни. При осуществ­лении личностного подхода к изучению объекта необходимо проводить исследование каждого отдельного свойства в составе личности, по­скольку целостность личности определяется ее направленностью.

При изучении личности в качестве целостной структуры необходимо учитывать фактор, кото­рый призван обеспечивать эту целостность, т.е. направленность личности. Именно в основании направленности личности лежит система моти­вов, которые возникают и развиваются в созна­нии человека на протяжении всей его жизни. Следует также отметить, что основные мотивы заглушают собой другие. Направленность лич­ности может проявляться в разных областях жизнедеятельности человека, но наиболее полно ее определяет характеристика с точки зрения отношения человека к себе, к окружаю­щим, к труду.

Учебные вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: