Вводная часть. психологии и педагогика

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогика

полковник внутренней службы

А.В. Шленков

«___»______________________2013г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Юридическая психология»

ТЕМА 8: «ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ»

Психология»

Специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

СМК-УМК 4.4.2-45-12

Санкт-Петербург

I.Учебные цели:

1. Рассмотреть предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.

2. Изучить факторы ресоциализации личности осужденного.

II. Воспитательные цели

1. Воспитатьстремление к самообразованию у обучающихся.

III. Расчет учебного времени.

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Предмет и задачи исправительной психологии. 2. Режим и труд как факторы ресоциализации личности. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

IV. Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к практическому занятию

Основная

1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2007.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2009.

3. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии / Под ред. А.А.Крылова. Л., 2006.

V.Учебно-материальное обеспечение

- мультимедийный проектор, компьютерная техника;

- слайды.

VI. Текст лекции

Вводная часть

Исправительно-трудовая психология исследует:

1) психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления;

2) возможности приобщения их кт рудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде;

3) динамику личности осужденного;

4) факторы, влияющие на его перевоспитание;

5) структуру коллектива осужденных;

6) разрабатывает практическиерекомендациипо перевоспитанию и ресоциализации осуж­денных.

Возможность исправления и перевоспитания осужденного основана на присущей человече­ской психике способности претерпевать измене­ния под воздействием специально организо­ванной внешней среды. Пластичность психики выступает, следовательно, как основная психо­логическая предпосылка возможности исправ­ления и перевоспитания индивида. Наиболее отчетливо фактор целенаправленной организа­ции внешней среды проявляется в деятельно­сти исправительно-трудовых учреждений.

Юридическая психология разрабатывает также новые направления ресоциализации, т.е. участия в формировании личности заклю­ченного психологов, психотерапевтов (в част­ности, это относится к людям с психическими отклонениями — психопатам, невротикам, нар­команам, алкоголикам и др). В этом процессе исследуется роль религиозных учреждений и ис­поведи, способствующих глубокому перефор­мированию личности преступника.

Перед исправительно-трудовыми учреждения­ми стоят очень сложные задачи перевоспита­ния лиц, совершивших преступления, приобще­ния их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе.

Исправительно-трудовая психология тесно взаимосвязана с исправительно-трудовым пра­вом, педагогикой, психологией труда и социаль­ной психологией.

Задачи исправительно-трудовой психо­логии не могут быть реализованы без исполь­зования наук, изучающих личность человека, его взаимоотношения с коллективом и общест­вом, а также роль различных факторов, положи­тельно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Исправительно-трудо­вая психология является одной из наиболее актуальных наук, способствующих решению указанных выше задач. Она исследует законо­мерности психической деятельности человека, отбывающего наказание, и основные факторы, влияющие на него в процессе перевоспитания. Не секрет, что среди осужденных встречаются лица с различными отклонениями от психиче­ской нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцентуациями характера и др. Успешное вос­питательное воздействие на этих лиц обеспе­чивается в результате комплекса педагогиче­ских, психологических и медицинских методов, что требует тесного взаимодействия психоло­гов, психиатров и педагогов.

Наряду с трудом и воздействием коллектива Воспитание является одним из главных факто­ров, определяющих формирование личности осужденного.

Роль воспитателя заключается в исполь­зовании всех этих факторов, организации их воздействия на личность. Условия изоляции в исправительных учреждениях не позволяют ис­пользовать все меры воспитательного воздей­ствия на личность. Среди осужденных имеется большое количество педагогически запущенных людей, к которым требуется строгий индиви­дуальный подход. Воспитатель должен прививать осужденным принятое в обществе мировоззре­ние, а также ряд других важных качеств: патрио­тизм, гуманность, честность и т.д. Для того что­бы выработать эти качества, воспитатель сам должен твердо верить в конечный успех этой ра­боты, с какими бы трудностями ему ни пришлось столкнуться, и его вера должна передаваться осужденным. Большое значение в решении этих вопросов имеет знание воспитателя индиви­дуальных особенностей осужденного.

Воспитатель должен обладать умением слу­шать людей и, разговаривая с ними, находить индивидуальный подход к каждому из них. Вос­питатель ИУ должен быть хорошим организато­ром, волевым человеком. Постоянно работая с людьми, он преследует цель правильно решать

производственные и воспитательные задачи. Талант воспитателя проявляется в создании коллектива осужденных, в руководстве этим кол­лективом и производственными процессами, в которых участвуют осужденные.

Воспита­тельный процесс в условиях ИУ —это процесс творческий, учитывающий особенности лично­сти каждого осужденного, группы осужденных и всего коллектива в целом. Только в том слу­чае, если воспитатель знает специфику направ­ленности личности осужденного, истинные его взгляды и убеждения, можно добиться успеха.

Исправительно-трудовая психология в анализе и оценке личности осужденного исходит из оптимистического прогноза:

1) в каждом человеке можно обнаружить положительные черты, какие бы страшные преступ­ления он ни совершил;

2) опираясь на эти положительные черты, можно приступить к переделке и формированию со­циально-положительной личности. В ряде слу­чаев можно говорить о так называемой реституции — восстановлении в личности положительных ее аспектов, утраченных ею вследствие длительной преступной деятельно­сти и неблагоприятных внешних воздействий;

3) перспективным является исправление право­нарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим. Именно это создает предпосылки для подлинной перестрой­ки личности, ее ресоциализации и создания перспективы социальной адаптации.

Завершающим и ответственным этапом ре­социализации бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушении прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т.д. Для преодо­ления этих сложных жизненных ситуаций и адап­тации к жизни на свободе от освобожденного требуется терпение, выносливость, значитель­ные душевные усилия. Как показывает практи­ка, труднее всего адаптироваться лицам, совер­шившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам. Ни для кого не секрет, что нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. А причина лежит в неустроенности и душевном дискомфорте. Поэтому существует необходи­мость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологи­ческой подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях.

Наиболее распространенной формой психо­логического воздействия является психотера­певтическая беседа с освобождаемым.

В беседу включаются следующие вопросы:

1) информация о порядке освобождения и соблюдении в дальнейшем правил административного надзора;

2) ознакомление с правилами прописки;

3) консультации по трудоустройству;

4) рекомендации по восстановлению контактов в семье;

5) советы, где и как продолжить учебу;

6)как вести себя при недоверии и насторожен­ном отношении к освобожденному со сторо­ны свободных граждан и т.д.

Психотерапевтические беседы прово­дится индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психо­логическому складу, так как именно в группах легче возникают отношения взаимной откровен­ности. При этом роль воспитателя, психолога и психотерапевта заключается в том, чтобы под­сказать на конкретных примерах верный выход
из того или иного жизненного затруднения. С замкнутыми или легко ранимыми осужденными нужно проводить преимущественно индиви­дуальные беседы.

В процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях самое главное — активизировать положительные ка­чества личности. Это делается посредством обращения к лучшим сторонам личности, напо­минанием о былых заслугах, активизацией по­зитивных установок и морально-политических чувств, выражением уверенности в том, что осуж­денный оправдает доверие воспитателей и т.п. Кроме того, вскользь можно напомнить и о прош­лых ошибках. Но излишнее напоминание об отри­цательных качествах личности осужденного, как правило, вызывает у людей, решивших порвать с преступным прошлым, психологический барьер, а это делает личность невосприимчивой к психо­логическим воздействиям.

Учебные вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: