Схоластика. Это господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности

Это господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность. Занятия философией сводились к выработке пустых сети понятий, становились пустой игрой понятий.

Характерные черты:

Ø Название произошло от лат школа, поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в университетах Европы,

Ø Имела цель обосновать религиозное учение и догматы,

Ø Характерно восприятие библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

Разделение знаний схоластами:

Ø Сверхъестественное, т.е. даваемое в откровении,

Ø Естественное, отыскиваемое человеческим разумом.

Направления схоластики:

Ø Реализм – подлинно существующим, подлинным бытием считались не сами вещи, а их общие понятии – универсалии. (Ансельм Кентеберийский).

Ø Номинализм - реально существуют лишь сами конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимаются как имена вещей. (Росцеллин)

Ансельм Кентеберийский (1033-1109)

Основные идеи:

Ø Мысль и бытие тождественны, что есть в мысли, то есть и в бытии – общие понятия «универсалии» тоже существуют реально. В мыслях есть общие идеи (как у Платона), общее существует реально,

Ø Совокупность сенсибилий дает универсалии.

Ø Проблема бога решается как проблема реалии: у человека есть мысль о высшем существе — если это наивысшее находится только в уме, то оно не наивысшее — мысли должны соответствовать реальные объекты — в реальности есть Бог.

Ø У человека изначально присутствует логический ход, если человек конечен, то есть бесконечные существа—ангелы, демоны и т.п.

Росцеллин (1050-1125), работы не сохранились, они известны по пересказам:

Ø В мире существуют только единичные вещи, а общее реально как вещь не существует,

Ø Универсалии – это общие понятия, это слова, сотрясение воздуха, имена (номена)

Ø Совокупность сенсибилий не дает универсалии

Ø Бог есть, но это реальный физический объект.

Ø Троица либо состоит из трех отдельных лиц, либо речь идет о трех разных названиях одного и того же лица

Ø Учение было объявлено еретическим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: