Соотношение реальностей разного уровня

В литературе можно найти утверждение, что все типы западной философии мож­но реконструировать из двух мировоззренческих позиций: позиции монизма до­пускающей существование только одной реальности, и позиции дуализма, допус­кающей существование реальностей двух видов.

Монистическое мировоззрение приводит к стремлению построить в пределе еди­ную теорию, модель мира, в которой все связано со всем. Но выстраивая такую теорию, человек сам выходит из этой модели и претендует на обладание боже­ственным разумом. Это противоречит научной картине мира, принципу экстер­риториальности наблюдателя, ибо если б такой разум был, то его тоже надо было бы включить в картину мира. Поэтому возникла бы необходимость обладать еще более сложным умом, который бы знал законы божественного разума первого по­рядка... и т. д.

Дуалистическое мировоззрение разрабатывалось в аристотелевской философской парадигме и у схоластов, здесь virtus, виртуальная реальность, противопоставля­ется субстанциональной реальности — пассивной, неразвивающейся, существую-


Соотношение реальностей разного уровня 157

щеи во времени-пространстве, не связанном с высшей, виртуальной реальностью. Такая позиция противоречит современным представлениям об иерархии реально стей, поскольку их всего две: божественная и субстанциональная, — и характерис­тики каждой могут быть определены только через их противопоставление.

Плюралистическую, новую для европейской традиции парадигму потребовалось принять, когда для объяснения многих явлений, обнаружившихся при современ­ной технике наблюдений, стали нужны промежуточные уровни реальности. Раз­витие современной науки привело европейское мышление к новому пониманию мироустройства.

На формирование таких представлений воздействовали «радикальные изме­нения фундаментальной топологии того пространства, которое мы «закла­дываем» в теоретические основания всех наших концептуальных построений [2, с. 30]. На необходимость выработки новой фундаментальной модели мира указывают новейшие направления исследований: синергетика, общая теория систем, «а также все более явно фиксируемые прямым экспериментом теле-номические детерминации (будущее состояние) биологических и даже фи­зических объектов - в опытах с так называемым "отложенным" ("отсрочен­ным") выбором в современной лазерной оптике» [там же, с. 31 ]. Это означает признание совершенно непривычных представлений о времени и причинно­сти. Важнейшим понятием современной теоретической физики является по­нятие когерентности — требование «внутренней согласованности» объектов, смысл которого в классической оптике заключается в «постоянстве разности фаз, приходящих в данную точку волновых процессов». В науках о живом исследователи постоянно сталкиваются «с объектами неколичествепной и даже неметрической природы» и т. д.

С позиции полионтичности бытия нет ограничений на количество уровней в иерар­хии реальностей. Но конкретный человек способен одновременно воспринимать только два уровня: порождающий, называемый константным (постоянным, неиз­менным), и порожденный, который относительно первого уровня и будет для него виртуальным. Однако надо обратить внимание на относительность этих понятий («константный/виртуальный»). Дело в том, что как только воспринимающее со­знание человека достаточно освоится на новом уровне и перестанет воспринимать его как необычное состояние, этот уровень станет для него постоянным и способ-ным порождать новые реальности. Тогда сознание человека трансцендируется, то есть переместится на следующий, более высокий уровень... Виртуальная реальность может породить реальность следующего уровня, по отношению к которой сама ста­нет реальностью константной.

Константная реальность уровня нашей обыденной жизни обладает материальной субстанцией. В отличие от нее виртуальная реальность — событийная. «Специфи­ка виртуалистики относительно своих объектов заключается в том, что она рассмат­ривает проявление объектов, существующих в одной реальности, в плоскости дру -гой реальности. С точки зрения той реальности, в которой проявляется действие объекта, этот объект имеет статус события и не имеет субстанции» [42, с. 6].

Порожденная реальность интерактивна: несмотря на ее статус порожденности и, она взаимодействует с объектами порождающей реальности как равноправная.


158 Глава 7. Преодоление тяготения «Гутенберговой галактики»

Виртуальные объекты существуют не самостоятельно, а как момент взаимодей­ствия других объектов. С окончанием процесса порождения виртуальные объек­ты исчезают (как, например, виртуальные частицы при физических реакциях). Однако временное существование виртуальных событий не делает их менее ре­альными, не снижает их статуса.

Виртуальная реальность существует хотя и не субстанционально, но вполне ре­ально, и в то же время — не потенциально, а актуально, то есть «здесь и теперь».

Природа виртуальной реальности может быть различной: психологической, со­циальной, техногенной и др. Но вне зависимости от способа порождения вирту­альной реальности ей присущи следующие специфические свойства:

порожденность — виртуальная реальность всегда продуцируется активностью
какой-либо другой, внешней по отношению к ней, реальности;

актуальность -- виртуальная реальность существует актуально, только «здесь
и теперь», только пока активна порождающая ее реальность;

автономность — в виртуальной реальности свои время, пространство и законы
существования (для человека, находящегося в виртуальной реальности, нет вне­положного ей, то есть находящегося за ее пределами, прошлого или будущего);

интерактивность — виртуальная реальность может взаимодействовать со все­
ми другими реальностями, в том числе и с порождающей ее, как онтологичес­ки независимая от них, обладающая своими, отличными от их, свойствами
[57, с. 33].

Профессор Н. А. Носов, психолог и философ, основатель и руководитель мос­ковского Центра виртуалистики, еще в 1991 году организованного при Инсти­туте человека Российской Академии наук, считает, что «соотносительная зна­чимость виртуального и константного в мире изменилась, то есть мир изменился. Мир стал виртуальным в том смысле, что виртуальное приобрело статус, кото­рым невозможно пренебречь» [42, с. 15]. В своем Манифесте виртуалистики он пишет: «Мир в целом, как и любая его часть, видится таким, в котором события порождаются, действуют, сами порождают другие события, умирают или вклю­чаются в другие события и т. д. — и все это реально существует. Мир получается многослойным, сложным, непостоянным, в котором все время порождаются и умирают его части и даже целые слои. И все это истинно, поскольку существу­ет на собственных основаниях. И нет ограничений ни «вверх», ни «вниз», ни «вширь», ни «вглубь» [43, с. 4].

Остается сомнение: так ли уж правомерно рассматривать произведения медиадизайна в контексте рассуждений о виртуальной реальности. Для сугубо рационального сознания ответом будет «нет». Такое сознание не то чтоб не имеет опыта виртуала, но оно привыкло называть его каким-либо иным словом, например, вдохновением, фантазией или творческой мобилизованностью, увлеченностью или счастливой догадкой. И еще: та­кое сознание не то чтоб не имеет желания помыслить все это в иных тер­минах — оно не согласно признать бытие психической реальности в каче­стве равноправной. Но исходя из современной философской и научной парадигмы, это все же — так!


Вопросы для проверки 159

Вопросы для проверки

1. Каковы обретения и утраты при смене форм коллективной памяти: при пере­
ходе от фольклорного способа передачи знаний к письменному, от письменно­
го — к тиражированному? Какова роль электронного способа распростране­
ния информации в восполнении этих утрат?

2. В чем заключается принцип «диалогизма» в культуре, и в каком направлении
он развивается?

3. Каково происхождение понятия «виртуальная реальность», чему она противо­
поставляется? Каков современный научный взгляд на иерархию реальностей?

4. Каковы специфические свойства виртуальной реальности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: