Предисловие. Издание третье, исправленное

Издание третье, исправленное

МИНСК;

«ВЫШЭЙШАЯ фкОЛА» 1999!


УДК 32.001(075.8) ББК 66я73 М48


Рецензенты: кафедра политологии и социологии Республикан­ского института высшей школы при БГУ; зав. кафедрой политологии БГЭУ, д-р исторических наук, проф., чл.-кор. НАН Беларуси В. А. Бобков; канд. исторических наук, доц. В. П. Осмоловский

На переплете: Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Роспись вазы. V в. до н. э.

Мельник В. А.

М48 Политология: Учеб. — 3-е изд., испр. — Мн.: Выш. шк., 1999. —495с.

ISBN 985-06-0442-5.

Дается характеристика политологии как научной и учебной дисцип­лины, освещаются этапы становления и развития политической мысли, анализируются основные вопросы теории политики, политических систем и политических процессов, рассматриваются социально-политические концепции и течения современного мира.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 32.001 (075.8) ББК 66я73

© В. А. Мельник, 1996 © В. А. Мельник, 1998 © Издательство «Вышэйшая школа», 1999

ISBN 985-06-0442-5


ПРЕДИСЛОВИЕ

Политология заняла прочное место в вузовских учебных пла­нах в качестве обязательной обществоведческой дисциплины. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает ин­терес к политической жизни, к познанию ее законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической полити­ческой системы, формированием системы политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. Вме­сте с тем все явственнее осознается необходимость знаний о по­литике, ее закономерностях, принципах и нормах. Активные участ­ники политического процесса понимают, что без соответствую­щих познаний не может быть и эффективного политического действия. Этим и обусловлена необходимость изучения полито­логии в высших учебных ^заведениях.

В нашей республике уже издан ряд учебных и учебно-методических пособий по этой дисциплине. Их научно-методическое значение состоит в том, что авторы заложили ос­новы отечественных подходов в понимании предмета политоло­гии, ее структуры и понятийного аппарата.

В то же время, как мы полагаем, проблема создания доброт­ной учебной литературы по политологии все еще не получила своего удовлетворительного решения. Вышедшие пособия отра­жают лишь первый опыт преподавания данной учебной дисцип­лины. Они существенно различаются методическими подходами, уровнем теоретического анализа рассматриваемых вопросов. Пожалуй, общим для всех их недостатком является отсутствие строгой концептуальной последовательности в изложении пред­мета курса. Словом, написание учебников и учебных пособий по политологии, отвечающих современным требованиям дидак­тики, по-прежнему остается насущной научно-методической задачей.


Цель настоящего издания — восполнить в какой-то мере имеющийся недостаток в соответствующей учебной лите­ратуре. Особенностью учебника является соответствие его структуры и содержания тематике основных разделов про­грамм, по которым преподается курс политологии в высших учебных заведениях Республики Беларусь.

Представленный в учебнике концептуальный ряд основан на различных теоретических источниках. Однако, работая с многочисленными публикациями, автор видел свою задачу не в простом пересказе имеющихся точек зрения по тому или иному вопросу курса, а в систематизированном, кон­цептуальном изложении основ науки о политике. Оттал­киваясь от понятий «политика», «политические отношения» и «политическая власть», автор выходит на основную про­блематику политологии и систему ее фундаментальных по­нятий и категорий. В работе, таким образом, предпринята попытка комплексного осмысления предмета политологии в контексте отечественных и мировых политических реаль­ностей.

Разумеется, автор не претендует на безальтернативность
предложенной структуры учебника и бесспорность реали­
зованных подходов и решений как в теоретическом, так и
в методическом плане. Полное согласие исследователей,
как известно, недостижимо в любой области знания, а тем
более в такой науке, как политология. Автор надеется, что
предлагаемый учебник, при всех его возможных недостат­
ках, будет весьма кстати именно в настоящий момент,
когда остро ощущается потребность в отечественной учебной
литературе по данной дисциплине. „

При написании учебника использовались результаты ис­следований, полученные в разное время как отечественны­ми, так и зарубежными авторами. Жанр издания не позволяет перегружать его многочисленными цитатами. По­этому в тексте они приводятся только в тех случаях, когда этого жестко требуют контекст изложения или дидактиче­ские соображения. Если необходимо показать чей-либо на­учный приоритет, в учебнике называется имя исследователя или делается ссылка на соответствующий источник.

Автор



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: