Издание третье, исправленное
МИНСК;
«ВЫШЭЙШАЯ фкОЛА» 1999!
УДК 32.001(075.8) ББК 66я73 М48 |
Рецензенты: кафедра политологии и социологии Республиканского института высшей школы при БГУ; зав. кафедрой политологии БГЭУ, д-р исторических наук, проф., чл.-кор. НАН Беларуси В. А. Бобков; канд. исторических наук, доц. В. П. Осмоловский
На переплете: Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Роспись вазы. V в. до н. э.
Мельник В. А.
М48 Политология: Учеб. — 3-е изд., испр. — Мн.: Выш. шк., 1999. —495с.
ISBN 985-06-0442-5.
Дается характеристика политологии как научной и учебной дисциплины, освещаются этапы становления и развития политической мысли, анализируются основные вопросы теории политики, политических систем и политических процессов, рассматриваются социально-политические концепции и течения современного мира.
Для студентов высших учебных заведений.
УДК 32.001 (075.8) ББК 66я73
© В. А. Мельник, 1996 © В. А. Мельник, 1998 © Издательство «Вышэйшая школа», 1999
ISBN 985-06-0442-5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Политология заняла прочное место в вузовских учебных планах в качестве обязательной обществоведческой дисциплины. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает интерес к политической жизни, к познанию ее законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической политической системы, формированием системы политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. Вместе с тем все явственнее осознается необходимость знаний о политике, ее закономерностях, принципах и нормах. Активные участники политического процесса понимают, что без соответствующих познаний не может быть и эффективного политического действия. Этим и обусловлена необходимость изучения политологии в высших учебных ^заведениях.
|
|
В нашей республике уже издан ряд учебных и учебно-методических пособий по этой дисциплине. Их научно-методическое значение состоит в том, что авторы заложили основы отечественных подходов в понимании предмета политологии, ее структуры и понятийного аппарата.
В то же время, как мы полагаем, проблема создания добротной учебной литературы по политологии все еще не получила своего удовлетворительного решения. Вышедшие пособия отражают лишь первый опыт преподавания данной учебной дисциплины. Они существенно различаются методическими подходами, уровнем теоретического анализа рассматриваемых вопросов. Пожалуй, общим для всех их недостатком является отсутствие строгой концептуальной последовательности в изложении предмета курса. Словом, написание учебников и учебных пособий по политологии, отвечающих современным требованиям дидактики, по-прежнему остается насущной научно-методической задачей.
|
|
Цель настоящего издания — восполнить в какой-то мере имеющийся недостаток в соответствующей учебной литературе. Особенностью учебника является соответствие его структуры и содержания тематике основных разделов программ, по которым преподается курс политологии в высших учебных заведениях Республики Беларусь.
Представленный в учебнике концептуальный ряд основан на различных теоретических источниках. Однако, работая с многочисленными публикациями, автор видел свою задачу не в простом пересказе имеющихся точек зрения по тому или иному вопросу курса, а в систематизированном, концептуальном изложении основ науки о политике. Отталкиваясь от понятий «политика», «политические отношения» и «политическая власть», автор выходит на основную проблематику политологии и систему ее фундаментальных понятий и категорий. В работе, таким образом, предпринята попытка комплексного осмысления предмета политологии в контексте отечественных и мировых политических реальностей.
Разумеется, автор не претендует на безальтернативность
предложенной структуры учебника и бесспорность реали
зованных подходов и решений как в теоретическом, так и
в методическом плане. Полное согласие исследователей,
как известно, недостижимо в любой области знания, а тем
более в такой науке, как политология. Автор надеется, что
предлагаемый учебник, при всех его возможных недостат
ках, будет весьма кстати именно в настоящий момент,
когда остро ощущается потребность в отечественной учебной
литературе по данной дисциплине. „
При написании учебника использовались результаты исследований, полученные в разное время как отечественными, так и зарубежными авторами. Жанр издания не позволяет перегружать его многочисленными цитатами. Поэтому в тексте они приводятся только в тех случаях, когда этого жестко требуют контекст изложения или дидактические соображения. Если необходимо показать чей-либо научный приоритет, в учебнике называется имя исследователя или делается ссылка на соответствующий источник.
Автор