1. ПОЛИТОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
1.1. Предмет, методы и структура политологии
Смысл и происхождение термина *«политология» |
[Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: poll tike — государственные, общественные дела и logos — слово, смысл, учение./ Отцом первого понятия является Аристотель (384—322 гг. до н. э.), второго — Гераклит (ок. 530—480 гг. до н. э.).'Сочетание этих двух понятий означает, что политология — это учение, наука о политике..
Происхождение термина «politike» связано с древнегреческим городом-государством, который именовался полисом. Полис.— это сложившаяся в Древней Греции форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства. Полисная организация опиралась на экономический и государственный суверенитет общины свободных собственников и производителей — граждан полиса, простиравшийся на всю полисную территорию, т. е. на сам город и прилегающую к нему сельскую местность. Этот суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в той или иной
форме — прежде всего в форме голосования в народном собрании — участвовать в решении вопросов жизнедеятельности полисного сообщества. Наличие особой деятельности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни, или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым л стал термин «политика», который утвердился после написания Аристотелем одноименного трактата о государстве, правлении и правительстве.
политологии как науки |
Таким образом, термин «политология» восходит к древ
негреческому полису и означает учение о политике, т. е.
совокупность знаний об управлении государством.! Попутно
заметим, что производными от слова polls (город-государ
ство) является и ряд других терминов, например: politeia
(конституция, или политическое устройство), polites (граж
данин), politikos (государственный деятель).
Становление Политика как специфическая деятель
ность людей очень рано стала предме
том научного исследования. Вначале
знание о политике являлось составной частью философии.
Но уже в древности создаются и специальные трактаты,
посвященные анализу политической деятельности. Платон
(427—347 гг. до н. э.) соответствующие работы назвал
«Законы» и «Государство». Аристотель свое произведение,
посвященное изучению государства и общества, назвал про
сто «Политика». И соответствующую науку, основам кото
рой, по его словам, подчиняется государственный муж, он
также называл политикой [3. Т. 4. С. 376 ].
* Здесь и далее в квадратных скобках первая цифра обозначает номер источника в списке литературы, помещенном в конце учебника. |
Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469— 1527). В отличие от мыслителей античности, которые все же не выделяли политологию из этики и философии, Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. И хотя ему были еще не ведомы научные методы анализа, тем не менее он уже
уподоблял политические явления естественным, природным фактам, подчиняющимся объективным закономерностям. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни. Научный характер исследованиям политической действительности был придан в XIX в. В этот период ученые стали изучать поведение людей в связи с их участием в государственном управлении, используя научные методы. К этому времени относится возникновение научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений. Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (ныне — Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 г. была основана Школа политических наук в Колумбийском колледже США, а в 1895 г. — Лондонская школа экономической и политической науки.
Со второй половины XX в. науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управлении, стали называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в «Словаре социальных и "политических наук» (изданном на Западе): «Если политика есть деятельность, то политическая теория — это рефлексия, интерпретация этой деятельности... Что же касается политической науки, то ее задача «раскрыть смысл политики», классифицировать ее, ориентировать власть, предложить утопию «оптимального государства», раскрыть «факторы власти» и выработать некие «общие концепции» политики» [39. С. 105].
Ныне политическая наука, или просто политология, — это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. Принятие политических решений — процесс сложный, многоплановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности. То, что ныне называется политикой как область практической деятельности, на самом деле является результатом аналитических усилий разветвленной сети исследовательских институтов, кафедр и групп, следствием коллективного творческого тру-
да многих людей. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук. Современная политическая наука располагает комплексом приемов и методов конкретных исследований, в том числе с применением вычислительной техники. С 1949 г. действует Международная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.
политологии как учебной дисциплины |
Конституирование В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца XIX— начала XX в., когда в Западной Европе и в США появились первые ее кафедры. В системе высшего образования она стала широко преподаваться со второй половины текущего столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все государства Запада и ряд государств Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. После свержения тоталитарных режимов в Восточной Европе политология стала общеобязательным курсом во всем регионе.
Сорок лет спустя рекомендация ЮНЕСКО была принята к исполнению и в нашей стране. В 1989 г. в ряде вузов появились первые кафедры политологии. Ныне эта дисциплина читается во всех высших учебных заведениях Бела-
РУСИ-
Таким образом, слово «политика» исконно означало
«участие в управлении полисом» и очень рано стало относиться к сумме знаний, необходимых для компетентного решения подобных вопросов. Сегодня политика, политология — это еще и учебная дисциплина, которая изучается практически во всех странах.
Объект и предмет Как и всякая наука, политология име-
политологии ет свой объект и специфический пред
мет познания. Предварительно напом
ним, что в теории познания в качестве объекта понимается
то, на что направлена предметно-практическая и познава-
тельная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
Разумеется, в данной вводной теме объект и предмет политологии можно определить лишь в самом общем виде, зная, что понятие политики охватывает большой круг явлений. Как писал немецкий социолог и политолог Макс Вебер (1864—1920), «это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем» [15. С. 644—6451. Изложение же всего курса и будет представлять собой более или менее последовательное исследование и объекта политологии в целом, и всех его свойств, сторон и отношений, т. е. предмета данной науки. Но законы познания требуют того, чтобы в начале разговора о каком-либо объекте были приведены о нем самые общие сведения. Итак, что же изучает современная политология?
Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная со взаимодействием различных общностей людей — социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосре-дуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства и есть политика, есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.
Но эту сферу общественной жизни, как известно, изучают также философия, социология, история, теория госу-
дарства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики, под специфическим углом зрения, или, как говорят, имеет свой предмет изучения. Каков же предмет политологии, т. е. какие стороны политики, политической сферы общества она изучает?
Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения. Сошлемся на мнение американского политолога Гарольда Дуайта Лассуэлла ( 1902—1978): «Когда мы говорим о науке в области политики, — писал он, — мы имеем в виду науку о власти» [95. С. 66].
Наряду с тем, что политическая наука обеспечивает системный, комплексный анализ феномена политической власти, она призвана также исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения соответствующих научных дисциплин. Речь идет, например, об исследовании различных аспектов политического сознания, политической культуры, политического поведения и действия, методики и методологии познания явлений политической жизни и др.
Кроме того, границы политологии изменчивы и трудноопределимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией политической жизни и еще в большей степени приложением политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности', а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.
Одним из коренных для всякой науки является вопрос о свойственных ей понятиях и категориях. Поэтому общая характеристика политологии как науки предполагает хотя бы краткое упоминание о системе ее понятий и категорий.
Напомним, что понятия и категории в обобщенной форме
отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Они есть главный конструкционный элемент любой научной теории. Следовательно, категории и понятия политологии как науки выступают в качестве результата познания политической сферы общественной жизни и отражают наиболее существенные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики. Иными словами, содержание объекта и предмета политологии получает свое развернутое отражение в системе понятий и категорий данной науки.
Понятия и категории политологии можно классифицировать по различным основаниям. Нам представляется методически обоснованным разделение всей их совокупности прежде всего на понятия и категории общей теории политики и политических систем и понятия и категории, отражающие процессы изменения, развития политической действительности.
К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся: политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, политическая система общества, политическая норма, политический институт, государство, политическая партия, общественное объединение, общественное движение, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура. Основными понятиями, раскрывающими динамические аспекты политической реальности, являются: политическая деятельность, политическое действие, политическое решение, политический процесс, революция, реформа, политический конфликт, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политическое лидерство, политическое поведение, политическое участие. Разумеется, как тот, так и другой ряд можно было бы продолжать и далее. Кроме того, в политологии широко используются понятия и категории смежных с нею научных дисциплин.
Более или менее устоявшиеся научные значения этих и других понятий и категорий политологии будут даны при рассмотрении последующих тем курса. Здесь же подчеркнем своеобразие политологии как науки. Оно заключается в том, что ключевым вопросом и основной
и
ее категорией является политическая власть. Все социальные явления и процессы политология рассматривает относительно политической власти. Именно катег^Р™ «политическая власть» наиболее полно отражает сущность* и содержание феномена политики. Последняя имеет место т»м, где существует борьба за власть, за овладение ею, за ее использование и удержание. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации.
КонституирС»вание политологии в самостоятельную» научную дисциплину состоялось не? только благодаря наличию специфичес^01"0 предмета изучения, но и потому, что в политической сфере также имеют место определенные закономерности — объективно существующие, повторяющиеся, существенные связи явлений общественной жизни или этапов исторического процесс^- Каждая наука, всякое познание в любой области имеет своей целью выявление объективно существующих связей между сторонами объекта. Это всецело относится и к политологии. Как научная и учебная дисциплина она стремится выяснить существующие закономерности в области политических отношений, без зНания которых успешная политическая деятельность невозможна-
Таким образом, изучаемыми политологией закономерностями являются наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти. Как и основные понятия, эти закономерности будут рассматриваться по ходу изложения последующи* тем курса. Здесь же дос* таточно будет отметить, что характерные закономерности можно разделить на три основн>1е группы в зависимости от сферы их проявления.
Первую группу составляют политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. Важнейшие закономерности этой группы были открыты Карпом Марксом (1818—1883). К примеру, с его точки зрения, политика и соответственно система политической, государственной власти детерминированы развитием экономически* процессов. «Политическая
власть, — писал К. Маркс, — является лишь порождением экономической власти» [59. Т. 9. С. 72]. Вместе с тем политическая власть обладает относительной самостоятельностью, открывающей немалые возможности для политического влияния на экономические процессы. Последнее, однако, не должно порождать культа политической власти, иллюзий относительно ее реальных возможностей, ибо попытки с помощью административного принуждения «обойти» экономические законы не ведут к достижению поставленной цели.
Ко второй группе закономерностей относятся политико-социальные. Они характеризуют развитие политической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти. Кстати будет заметить, что в отечественной политологии эта закономерность не получила должной разработки, что привело к дефициту необходимых рекомендаций и мер по стабилизации политической жизни.
Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью. Наибольший интерес из данной группы представляют связанные с достижением и удержанием власти политическим лидером закономерности.
Методы При изучении конкретных явлений и
политологии процессов политология использует раз
личные методы. Наиболее широкое
применение в этой науке получили следующие: диалекти
ческий, эмпирико-социологический, сравнительный (или
компаративный), системный, бихевиоральный и др.
Диалектический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Принцип историзма, будучи ключевым
в диалектическом методе, обеспечивает выявление закономерностей становления, развития и смены политических
систем.
Эмпирик о-с оциологический метод в политологии представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Этот метод получил весьма широкое распространение в политологии Запада. Там сложилось относительно самостоятельное направление — прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов социологических исследований в политической жизни. Такие исследования, их результаты выступают как товар, заказчиком и покупателем которого являются центральные и местные органы власти, политические партии, государственные учреждения, частные фирмы.
Сравнительный, или компаративный метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты подобия. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений различных политических систем, выявить главные тенденции развития политических процессов. Основная трудность в применении сравнительного метода связана с необходимостью правильного выбора предмета явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, описанию и теоретическому истолкованию.
Системный метод рассматривает политическую^ сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объекта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках широкого целого. Системный анализ считается в познавательном отношении особенно ценным. Этим методом исследования широко пользуется как западная, так и отечественная политология.
Бихевиоральный (от англ, behaviour — поведение, поступок) метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном
методе является положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы, которые и составляют основной предмет политологического изучения. При этом главное внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур, использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений. Бихевио-рализм является одним из ведущих исследовательских направлений американской политологии.
В некоторых учебных пособиях в качестве особых методов анализа политических явлений называются также количественные методы и метод принятия решений.
Количественный метод предполагает статистический анализ политической активности, анкетные обследования и интервью участников политических действий, а также лабораторные эксперименты, состоящие в моделировании определенных политических ситуаций с целью разработки наиболее вероятного сценария будущих действий.
Метод принятия решений заключается в принятии и реализации политических решений, посредством которых предполагается не только достичь определенных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других методов анализа.
Видимо, есть определенный резон в выделении последних двух указанных методов. Но, как нам представляется, оба они поглощаются рассмотренными выше, причем второй есть не столько исследовательский метод, сколько необходимая сторона, аспект, условие всякой политической деятельности.
Парадигмы Наряду с методами исследования, в
пойит^!|Щ теории науки различаются также гос-
подствующие в тот или иной период
развития соответствующей отрасли знания способы объяс-
нения изучаемых явлений. Для их обозначения американ-
ский философ и историк науки Томас Кун (р. 1922)
предложил использовать понятие «парадигма» (от греч. paradeigma — пример, образец). С его точки зрения, научная парадигма есть признанная всеми и приобретшая характер убеждений система знания, которая в течение определенного времени служит научному сообществу логической моделью постановки познавательных проблем и их решения [48. С. 11]. Иными словами, научная парадигма есть способ выбора объекта исследования и объяснения определенной совокупности относящихся к нему фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образующих непротиворечивую теорию. Смена одной господствующей парадигмы другой в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная революция.
Характерной чертой политической науки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической действительности. В основе таких подходов лежат попытки объяснить политику либо через действие сверхъестественного начала, либо через влияние природных, общественных или собственно политических факторов. Соответствующие концептуальные подходы в литературе условно именуются теологическими, натуралистическими, социальными и рационально-критическими парадигмами политологического знания [64. С. 34].
Теологическая парадигма господствовала на ранних этапах существования общества, когда люди были еще не в состоянии подмечать объективные внутренние и внешние факторы политических явлений. В этих условиях они неизбежно давали сверхъестественное толкование политики, видели источник власти в Боге, объясняли политические изменения его волей. И хотя такое объяснение политики трудно назвать концептуально-теоретическим, все же оно исходило из идеи причинной обусловленности политических явлений. А это есть не что иное, как признак парадигматического мышления.
Натуралистическая парадигма дает объяснение природы политики исходя из доминирующего значения экологических, географических, биологических и психологических факторов. Наиболее существенными под-
ходами в натуралистическом способе объяснения явлений политики считаются геополитика, биополитика и широкий круг психологических концепций. Несмотря на то, что данные подходы к пониманию политики относятся к одному классу теоретических концепций — натуралистической парадигме, они все полемизируют и конкурируют друг с другом. Кроме того, всем им уверенно противостоят иные концептуальные оценки природы политики.
Социальная парадигма представляет группу концептуальных подходов, в русле которых дается объяснение политики через действие социальных, но внешних по отношению к ней факторов. При таких теоретических подходах природа и происхождение явлений политики объясняются как результат созидающей роли той или иной сферы общественной жизни или проявления социокультур-ных свойств субъектов социального действия. Различные социальные концепции в качестве порождающих политику причин называют экономические отношения, право, культурные, религиозные, этико-нормативные и другие факторы. Многие исследователи рассматривают политику исключительно как продукт смыслополагающей деятельности людей • и потому различные политические явления ставят в зависимость от свойств человека, приобретенных им в процессе социальной эволюции.
Рациональн о-к ритические парадигмы
природу политического взаимодействия людей связывают
не с внешними по отношению к политике факторами, а с
ее внутренними причинами и свойствами. Данные концеп
туальные подходы исходят из того положения, что политика
есть полностью или относительно самостоятельное обще
ственное явление, которое возникает и развивается по своим
собственным, внутренним закфцщГ^дЩ^й^^^ -~Ррп,ьггки
отыскать внутренние источник^ природа.;лоллтики оказа
лись весьма плодотворными. В расто^ще, время, в зависи
мости от выбранного аспект^, кс^ОДодв^д пблйтийй,
существуют самые различные! концептуйсШные подходы,
объясняющие сущность данной ^стороны челбвёческой жиз
недеятельности. \ "
Выделение основных парадигм политшогий дает возможность увидеть связь политическойнауки с более общими
I ': •, - -,
1 " ': - я'-,,.. 17
П I. I |
научными теориями, проследить эволюцию представлений о политической сфере общественной жизни. Зная особенности основных политических парадигм, можно и более полно уяснить специфику различных познавательных методов политологии, и более глубоко проникнуть во внутреннюю логику формирования политической науки.
Выше в общем виде определен предмет политологии. Всю совокупность политологической проблематики можно сгруппировать по отдельным разделам, которые составляют элементы структуры политологии. В различных источниках приводится разное количество таких элементов. Они отличаются большей или меньшей детализацией предмета этой науки. Но во всех вариантах к основным элементам структуры политической науки относятся следующие: П теория политики, представляющая собой введение в эту науку и paccMatpHBaiofflaH философско-методологи-ческие основы политики и политических отношений, формиров&юя к развития политической власти в современном обществе;
П теория политических систем и их элементов — государства, партий, общественных объединений, политических режимов;
П история политических учений и политическая идеология, изучающие генезис политической науки, содержание различных социально-политических доктрин и концепций, их роль и функции в политическом процессе;
П теория управления социально-политическими процессами, изучающая цели, задачи и формы управления обществом, регулирования процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни.
П теория международных отношений, рассматривающая межгосударственные аспекты проявления и реализации властных отношений.
Надо заметить, что в генезисе политологии, т. е. в процессе ее становления и развития, просматривается тенденция дифференциации политологических знаний. Ныне политология фактически предстает как система политических наук, включающая в себя, по крайней мере, следующие
дисциплины: теорию политики, историю политических учений, политическую социологию, политическую антропологию и теорию международных отношений. В своей совокупности они образуют целостное политологическое знание. Таким образом, термины «политология», «политическая наука» и «политические науки» можно рассматривать как тождественные.
Нам представляется логически последовательной следующая структура политологии как учебной дисциплины.
Первый раздел — «Политология как наука и учебная дисциплина» — дает общее представление об этой науке, выясняет ее предмет, методы, структуру, функции, место в системе обществоведения, а также основные этапы ее становления и развития.
Второй раздел — «Политика и политические системы» — охватывает общеметодологические основы политической науки, теорию политики, политических систем и институтов политической власти; рассматривает вопросы политического сознания и политической культуры.
Третий раздел — «Политические процессы» — посвящен рассмотрению динамических аспектов функционирования и развития политических систем, вопросов проявления и реализации политической власти на личностном уровне. Сюда может быть включена также проблематика теории мирового политического процесса.
Четвертый раздел — «Социально-политические
идеи и течения в современном мире» — отражает основные
социально-политические идеи, концепции, теории и докт
рины, являющиеся составными компонентами реальных
политических процессов. v
В рамках указанных разделов, по нашему мнению, можно сформулировать и рассмотреть всю основную проблематику фундаментального курса политологии. Однако понимание реальной политики предполагает и специальное исследование целого ряда факторов и явлений социальной действительности, примыкающих к предмету собственно политологии. К таким факторам можно отнести, например, проблемы национальных отношений, важнейшие вопросы текущей политики государств, работу органов власти, аппарата управления, их формирования, правовую регуляцию
политических отношений, деятельность средств массовой информации и многое другое. Поэтому мы полагаем, фундаментальный курс политологии может дополняться рассмотрением специальных тем и спецкурсов, углубляющих и детализирующих анализ политической действительности.
1.2. Функции политологии и ее место в системе обществоведения
Функции Вопрос о функциях политологии не
политологии является формальным. Речь идет о вы
яснении ее социальной роли, основных
обязанностей перед обществом, важнейших направлений и
круга деятельности данной науки.
Если говорить о самом общем виде, политология выполняет две основные функции: 1) познавательную, служащую решению узкопознавательных задач; 2) прикладную, помогающую реализации результатов научных исследований в политической практике.
Однако выделение указанных функций хотя и полезно с дидактической точки зрения, но недостаточно для полного и детального выяснения социальной роли политологии и ее отличия от других обществоведческих дисциплин. В рамках данных функций политология решает и более узкие задачи. Перечни таких частных функций, приводимых различными авторами, как правило, не совпадают. По нашему мнению, в этот перечень могут быть включены методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, мировоззренческая и идеологиче- „. екая функции.
Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории и образцов организации практической политической деятельности. Важнейшие исследовательские методы политической науки мы рассмотрели выше.
Теоретическая функция — это концентрация,
объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки. Результатом этой функции выступает политическая теория — целостное, с высокой степенью достоверности, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях, присущих явлениям и процессам политической сферы общества. Значение теоретического знания состоит в том, что оно является наиболее совершенной формой научного обоснования практической политической деятельности. В теоретической функции политологии синтезируются и все другие ее функции.
Описательная функция — изучение, накопление, описание, систематизация фактов, явлений политической жизни, определение на их основе тенденций и закономерностей политического развития. Описательная функция политологии связана с поиском ответа на вопрос: какова на самом деле политическая действительность? Результатом исследования в данном случае выступают определенные суждения и высказывания, в которых утверждается или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.
Объяснительная функция — это поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни, в ' частности: зачем, почему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи именно эти, а не иные особенности? Суть процедуры объяснения состоит в подборе неизвестных, гипотетических причин к уже известным следствиям. И хотя эта процедура не дает полной гарантии истинности причин того или иного явления, ею все же не следует пренебрегать на том основании, что она «хуже» описания. Объяснительная функция делает возможным переход от наблюдаемых разнородных явлений к непосредственно не наблюдаемым их причинам. Следовательно, она помогает понять сущность данных явлений.
Прогностическая функция — выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере. Эта функция заключается в поиске ответа на вопрос: какой будет действительность в будущем и когда наступят определенные события? Результатом данного поиска являются прежде всего гипотезы. Прогнозы-гипотезы опираются
на вскрытые тенденции развития политического явления, на существующие общие закономерности общественного развития. Такие гипотезы можно назвать прогностическими в отличие от ранее означенных объяснительных гипотез.
Инструментальная функция — нахождение ответов на вопросы практической политики типа: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого политического результата; что надлежит сделать, чтобы предвидения, касающиеся проектов действительности, оказались возможными? Выполнение этих задач требует установления достоверных сведений о реальном положении вещей, а также знания средств достижения положительного результата. Итогом данного вида исследования будут определенные принципы поведения — правильные, если они ведут к желаемому результату, неправильные, если прогнозируемый политический результат окажется утопическим.
Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах. Результатом такого поиска является развитие политического сознания от обыденного уровня к научно-теоретическому, формирование ценностных ориентации, помощь в определении политической позиции гражданина, группы, партии.
Идеологическая функция — выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы. Данная функция находит свое выражение в поиске ответа на вопрос: к каким общественным идеалам следует стремиться или какие ценности нужно реализовывать в своей практической деятельности? Результатами исследования в данном случае будут хорошо обоснованные политические цели. Однако, как будет показано далее, выдвинутые при этом цели всегда в той или иной мере имеют нормативный характер, поскольку они связаны с интересами участников политических действий. Поэтому политология может способствовать поиску достижимых целей только в
той мере, в какой она обеспечивает объективно значимые знания о политической действительности.
Место политологии Политология как наука имеет свой
в системе специфический предмет исследования,
обществоведения который не может быть исчерпан дру
гими общественными науками. Благо
даря этому обстоятельству она конституировалась в
самостоятельную дисциплину. Однако политология взаимо
связана с рядом других общественных наук, объектом ко
торых также является политическая сфера общественной
жизни. К их числу, прежде всего, относятся философия,
политическая экономия, теория государства и права, по
литическая история, социология, социальная психология,
география. Как же соотносится политология с этими нау
ками?
Философия, как известно, претендует на роль
общеметодологической дисциплины, предметом ее исследо
вания выступают наиболее универсальные принципы мыш
ления и познания. Философские методы, будучи
универсальными, являются необходимым условием решения
разнообразных конкретных задач, хотя они и не подменяют
собой специальных, частнонаучных методов. Это относится
и к взаимосвязи философии и политологии. Философия
рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках
социальной философии издавна развивается особое направ
ление — философия политики, которая занимается миро
воззренческим осмысливанием политики как социального
феномена. Философское обоснование политики используется
политологией для определения методологии и мировоззрен
ческой направленности анализа политических явлений и
процессов. \
Политическая экономия, экономически обосновывая политические процессы, позволяет видеть в последних борьбу за реализацию экономических интересов. В этой связи экономическую науку можно рассматривать как одну из методологических основ политологии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Теория государства имеет своим
предметом основные и общие закономерности государства, его сущность, назначение и развитие. Таким образом, политология и теория государства совпадают в части исследования роли государства как общественного института, как основного элемента политической системы общества. Однако предметом политологии является теория политики в широком смысле слова, исследование всевозможных политических явлений и процессов. В этой связи политология по отношению к теории государства выступает в роли методологической основы.
Правовая наука, как известно, связана с регулированием отношений и поведения людей, в процессе общественной жизни, в том числе и в сфере политики. Политология же по отношению к правовой науке является более общей теорией, теоретико-методологической основой последней. Правовая наука руководствуется выводами политологии в разработке правовых норм. В то же время правовая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений, без чего не может нормально функционировать политическая власть.
Политическая история исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений. Соотношение политологии и политической истории определяется тем, что, с одной стороны, политическая наука помогает создавать теоретическую базу анализа реальной эволюции политических процессов; с другой — история и современная политическая практика служат не только определяющими критериями правильности теоретических выводов политической науки, но и основой новых обобщений и выводов.
Социологияи политология наиболее тесно связаны друг с другом. С точки зрения объекта и методов исследования политология и такая область социологии, как политическая социология, малоразличимы. Однако остаются принципиальные различия в предмете их исследования. Политология рассматривает политику как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Социология политики этот процесс изучает не сам по себе, а его «человеческое измерение». Ее интересует, как политика влияет на развитие людей и их общностей. Словом, если
у политологии в центре внимания политика, ее слагаемые, ход и эффективность, то в центре внимания политической социологии — человек в политике, взаимосвязь политических и социальных отношений.
Социальная психология изучает закономерности и механизмы формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются классы, исторические общности, социальные группы, личности. Предмет ее изучения составляют общественно-психологические явления в сфере политики. Поэтому политология и социальная психология находятся друг с другом, прежде всего, в партнерских отношениях. В то же время каждая из них по отношению к другой выполняет методологическую роль. Знание политических закономерностей позволяет вскрыть сущность психологических явлений в сфере политики. И наоборот, знание психологических закономерностей позволяет постигнуть глубинную суть политических процессов.
На стыке политологии и социальной психологии сложи
лась и развивается относительно самостоятельная научная
^дисциплина — политическая психология, предметом ко
торой являются психологические факторы политического
поведения людей. Различают также и такое направление
исследований, как психология политики, где предметом
анализа выступает влияние психологических особенностей
людей на реальные политические процессы. Однако на
практике эти два понятия — «политическая психология»
и «психология политики» — чаще всего не различаются,
используются как синонимы. v
География, на первый взгляд, слабо связана с политологией. Однако это не так. Географическая среда, природно-климатические условия существенно влияют на развертывание политических процессов, исторических событий, судеб целых народов. Поэтому политологический анализ должен учитывать данные географической науки. Примером сочетания приемов историко-политического исследования с глубоким географическим анализом является книга Л. Н. Гумилева (1912—1992) «Древняя Русь и Великая степь» [24 ]. Благодаря именно такому подходу автору уда-
лось из разрозненных, внешне не взаимосвязанных политических событий и явлений, калейдоскопического мелькания «войн и миров» создать целостную картину древнерусской этнической истории.
Для обозначения факта определенного влияния географических условий на внутреннюю и особенно внешнюю политику государств в политической теории традиционно широко используется понятие «геополитика». В конце XIX в. немецкий географ Фридрих Ратцель (1844—1904) и его ученики создали геополитику как научную дисциплину, призванную изучать отношения между географией и политикой. В настоящее время сформировался или разрабатывается ряд различных геополитических концепций.
Наука о политике развивается во взаимосвязи и с теми науками, непосредственным предметом которых не являются процессы и явления политической сферы общества. Среди них прежде всего следует выделить антропологию (науку о происхождении и эволюции человека), демографию (науку о закономерностях воспроизводства населения), этнографию (науку, изучающую состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира), семиологию, или семиотику (науку о свойствах знаков и знаковых систем, главным образом естественных и искусственных языков), и др. Достижения этих наук позволяют полнее выявить общественный контекст и мотивы деятельности политических субъектов.
Особое соотношение существует между политологией и формальными науками, например логикой (наукой о законах и формах мышления, способах доказательств и опровержений), кибернетикой (наукой об управлении, связи и переработке информации), статистикой (наукой об общих вопросах сбора, измерения и анализа массовых количественных данных о развитии общества). Эти науки, хотя и не вносят в предмет политологии специфического содержания, но предоставляют ей количественные измерения, образцы конструирования абстрактных трактовок политических явлений и процессов.
Разумеется, политология взаимодействует не только с указанными выше науками. Если вспомнить, что современная политическая наука проявляет интерес и к предметам
изучения чисто естественных наук (биологии, экологии и г. д.), то это будет еще одним подтверждением того, что предмет политологии весьма эластичен, его границы трудноопределимы.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
2.1. Становление и развитие западной политической мысли
Политические Возникновение политических идей на
идеи tHTHMHOCifH Древнем Востоке (Египет, Вавилония,
Индия, Китай, Персия) и на Древнем
Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного
способа производства, классовой дифференциацией обще
ства, возникновением и функционированием государства.
На политические представления людей в этот период силь
ное влияние продолжает оказывать религиозно-мифологи
ческое мировоззрение, унаследованное от родового строя.
Общей особенностью политической мысли античности яв
ляется обоснование божественной, сверхъестественной при
роды политической власти, а также объяснение с этих
позиций социального, политического и правового неравен
ства членов различных сословий общества. Политические
взгляды мыслителей античности тесно переплетаются также
с философскими и моральными представлениями.
Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать мифологию различных народов, пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н. э. «Законы Хаммурапи», учение персидского мыслителя VIII в. до н. э. Заратуштры (Зороастра), учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551—479 гг. до н. э.), древнеиндийские трактат IV в. до н. э. «Ар-тхашастра, или Наука политики» и политико-правовой памятник II века до н. э. «Законы Ману», древнекитайский философско-политический трактат «Книга правителя области Шан» (IV век до н. э.) и другие произведения.
Однако наивысшего развития политическая мысль ан-
тичности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.
Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политик» и, отчасти, «Критий».
В диалоге «Политик» дается определение политики, которая, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.
Платон выступал идеологом афинской рабовладельческой аристократии, что наиболее ярко видно из его проекта идеального общественного устройства, разработанного в трактате «Государство». Согласно этому проекту, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Такое устройство общества Платон «выводит» из трех начал (или частей) человеческой души — разумной, яростной и вожделеющей, которым в государстве аналогичны три схожих начала — совещательное, защитное и деловое. Отсюда и деление граждан на три сословия, каждое из которых призвано выполнять определенные общественные функции.
Власть вручалась философам, так как только они способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия..., до тех пор государствам не избавиться от зол» [67 Т. 3. Ч. 1. С. 275]. Чтобы оградить философов от всяких низменных страстей, связанных с обладанием собственностью,* Платон настаивал на ее ликвидации для данной социальной группы. Одновременно он предложил упразднить для философов индивидуальный брак и моногамную семью.
Тем людям, у которых преобладает аффективное, мужественное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. На воинов в государстве Платона возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны установленного порядка. Это сословие также нуждается в оградительных мерах. У стражей, полагал Платон, не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность
жен. Функция воспитания детей полностью отводилась государству.
Что касается третьего сословия — трудящихся, то его составляют те граждане, у которых преобладает вожделеющая часть души, т. е. наиболее элементарная. Поэтому в их обязанность вменяется производительный труд, умножение богатства, забота о материальных нуждах общества. Данное сословие неоднородно, в него входят и землевладельцы, и ремесленники, и купцы. Однако предполагается, что в отношении нравственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне. Решение всех вопросов регламентации их жизни (собственности, труда, быта, брака и т. д.) Платон оставил на усмотрение двух первых сословий.
В платоновской теории разделения труда и специализации сословий отсутствует, даже не называется, класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Платон не забыл, не мог забыть о рабстве. Он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Рабство просто вынесено у него «за скобки» как предполагаемая, сама собой разумеющаяся предпосылка, как условие деятельности свободной части общества. Таким ебразом, философы и воины в идеальном государстве Платона становятся коллективными рабовладельцами, на которых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя.
Платоновский проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. Однако было бы неправильным полагать, что нарисованное в диалоге общество есть чистый плод воображения философа. Как всякая утопия, она сочетает в себе различные элементы. Прежде всего в ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Маркс, например, усматривал в платоновской утопии идеализацию египетского кастового строя. Одновременно в ней содержатся критика недостатков современных автору диалога греческих полисов, а также его представления о лучшем и совершенном общественном устройстве.
Известно, что Платон трижды безуспешно пытался реализовать свой политический проект на практике. Для этого он выбрал Сиракузы, древнегреческий полис на юге Си-29
цилии. Войдя в доверие к правителю этого государства Дионисию I, он стал вести с ним беседы об управлении подданными. Мы можем только догадываться, какую форму приняли беседы философа с правителем, но известно, что Дионисий возмутился и насильно выставил Платона для продажи на рынке рабов. Один великодушный человек выкупил мыслителя и возвратил его друзьям и философии. Затем еще дважды, уже при Дионисии II Младшем, Платон пытался осуществить свои проекты реформ. Но он все больше убеждался, что «правителя-философа» найти невозможно. Последние надежды Платона увидеть царствующим монархом «подлинного философа» унес с собой его ученик Дион, который был предательски убит в тот момент, когда он, получив власть в тех же Сиракузах, готовился осуществить «справедливость» в соответствии с проектом своего учителя. Таким образом, Платону не удалось увидеть во главе государств мудрецов-философов, не был он и сам допущен к власти.
Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе «Политика».
Прежде всего отметим, что Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. В отличие от Платона он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь f себя большинство государств. Главный его упрек Платону состоит в том, что тот преступил пределы должного единства, стремясь упразднить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.
Представляются интересными воззрения Аристотеля относительно природы государства и человека. В сущности, он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Государство, считает Аристотель, существует по природе и по природе предшествует каждому человеку,
зо
Точно так же и каждый человек, по его мнению, по природе своей есть существо политическое, и, следовательно, его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. Политика, уточняет Аристотель, не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. Тот же, кто в силу природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, является либо животным, либо божеством.
Методом политики как науки у Аристотеля является анализ, ибо «исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих» [3. Т. 4. С. 380 ]. Применительно к политике это означает анализ государства, выяснение, из каких элементов оно состоит. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве — это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении.
В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным — такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил следующие государственные формы:
1) монархию (правление одного); 2) аристократию (правление немногих); 3) политию (правление многих). Столько же у него неправильных государственных форм: 1) тирания;
2) олигархия; 3) демократия. Последние развиваются из соответствующих правильных форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, немногих или многих правителей.
Среди правильных форм государства наилучшей Аристотель считает политию. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах —
умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» [3. Т. 4. С. 508 ]. Из неправильных форм государства Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной.
Таким образом, если Платон искал «идеальное» государство, то Аристотель был более реалистичен, соглашаясь принять одну из существующих форм. Он был убежден в том, что человек — это «существо государственное», а политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.
История древнеримской политической мысли охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. В своих теоретических построениях римские авторы опирались на политико-правовые идеи греческих мыслителей, их представления об идеальном государственном устройстве. Примечательно, что, когда в середине V в. до н. э. возникла необходимость составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческими законами. Однако следует иметь в виду, что римские авторы не ограничивались лишь простым заимствованием положений своих предшественников, а применяли их творчески с учетом особенностей и задач римской действительности.
Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежд&. всего следует отметить поэму «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (99—55 гг. до н. э.), работы «О государстве» и «О законах» Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.). Первый автор развивал мысли о договорном характере государства, второй — стоит у истоков того понимания государства, которое впоследствии развилось в понятие «правового государства». В частности, Цицерон пришел к выводу о том, что условием свободы является подчинение закону всех. Ему принадлежат следующие замечательные слова: «Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, может обитать свобода; ведь приятнее, чем она, не может быть ничего, и она, если она не равна для всех, уже и не свобода» [107. С. 23].
Заслуживают внимания космополитические идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, видными представителями которого являлись Луций Анней Сенека (3—65), Эпиктет (50—138) и Марк Аврелий Антонин (121—180). Сенека, например, считал, что неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная, по его мнению, — естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди. Поэтому он призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. По его убеждению, перед лицом мирового закона равны все люди — свободные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины. У Эпиктета призывы к надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой критикой, богатства и осуждением рабства. Марк Аврелий Антонин развивал представление о государстве с равным для всех законом, о царстве, превыше всего чтущем свободу подданных.
Общественно-политические устремления социальных низов Римской империи выражало христианство, которое возникло в I в. н. э. Основные источники раннего христианства — Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), Евангелия и другие произведения, вошедшие в христианский вариант Библии. Политическая идеология первохри-стиан носит эсхатологический характер. Эсхатология (греч. eschatos — конечный, последний) — это религиозное учение о «последних временах», об идеальном порядке на земле, который явится результатом вмешательства божественного спасителя. Согласно данному учению, такой порядок осуществится через второе пришествие Иисуса Христа. Он устроит «последний суд» и вместо господствующих на земле зла, насилия и беззакония установит «Царство Бо-жие», т. е. идеальное государство, которое будет состоять из совершенных людей (праведников) и в котором будут царить вечный мир, благоденствие, гармония и справедливость.
Социально-политический смысл идей раннего христианства состоит в том, что через понятие «Царство Божие»
23ак. 140
осуждались и отвергались существовавшие в Римской империи порядки, прежде всего, политическая власть рабовладельцев. Ей противопоставлялся идеал справедливого государства. Данная идеология имеет большой революционный заряд, в ней ярко выражено настроение освободительного бунтарства, которое было характерно для социальных низов, особенно в отдаленных провинциях империи.
|11|; Оно связано с исключительно сильным
I; j влиянием на нее христианской религии 11111 и римско-католической церкви. На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью (папством) и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Конечно же, этот вопрос мыслителями средневековья разрешался в пользу церкви. Ими была создана христианская политическая концепция, согласно которой государство выступало частью универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего средневековья является Аврелий Августин (354—430). Основная черта его социально-политических воззрений — обоснование и оправдание неравенства в обществе. Такое положение, по Августину, предопределено миром небесным. Однако наиболее интересным элементом его учения, изложенном в книге «О граде Божием», является понимание истории человечества как борьбы «двух градов»: «града божьего», состоящего из праведников, божьих избранников, которые следуют не земным, а божественным установлениям, и «града земного» или светского государства, «великой разбойничьей организации», в которой борются за материальные блага и притесняют праведников. «Два града, — пишет Августин, — созданы двумя родами любви, — земной любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый, затем, полагает славу свою в самом себе, последний — в Господе» [1. Т. 3. С. 63]. В конечном счете, полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе «града божьего» над «градом земным», т. е. светским государством. Как заметил английский ученый и философ Бертран Рассел (1872—1970), значение книги Августина «О граде Божием» состоит в том, что в ней заложена идея разделения церкви и государства, основывающаяся на том, что государство могло стать частью града Божьего, лишь подчинившись церкви во всех религиозных вопросах. С тех пор как эта идея была выдвинута, она всегда являлась элементом учения церкви. В течение всех средних веков она служила теоретическим оправданием политики церкви, небезуспешно стремившейся подчинить себе государство. В этот период вплоть до начала XIV в. католическое духовенство, как правило, одерживало верх в своих конфликтах со светскими властями [74. Т. 1. С. 378—379]. Своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков явились сочинения ученого-богослова Фомы Аквинского (1225—1274). Его идеи относительно государства, закона, права изложены в работах «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др. В них он пытался приспособить взгляды Аристотеля к догмам католической церкви и таким путем еще больше укрепить ее позиции. Аквинский считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Верховная, всеобъемлющая власть, в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Поэтому, делал вывод Аквинский, римскому папе — наместнику Бога на земле — должны, как вассалы, подчиняться все светские государи. С учетом данного положения Аквинский развивает теократическую концепцию власти. Государственную власть он рассматривает как результат воли Бога. Именно так, по его мнению, следует понимать слова апостола Павла: «Существующие же власти от Бога установлены». Однако, продолжает мыслитель, отсюда не следует, что каждый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Богом же благославлено любое действие правителя. Он, как и каждый человек, имеет свободную волю и потому способен творить зло, то есть отдавать противоречащие божественным законам приказы. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Если при этом церковь приходит к выводу, ведущему к низложению правителя, то она все равно не посягает на божественный принцип власти, поскольку только через церковь Бог осуществляет непосредственное руководство человеческим миром. Таким образом, в учении Аквинского государственная власть выступает скорее не как непосредственное, а как апосредован-ное церковью установление Бога. Государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе, считает Аквинский. Однако это не означает, что он выступает за социальн