Система эпикура

Смерть и любовь завершаются одинаково — испус-
канием духа. Вместе с любовным замиранием проис-
ходит зачатие, вместе с умиранием от ножниц Атропы '
происходит уничтожение. Возблагодарим природу,
которая, посвятив самые острые наслаждения воспро-
изведению нашей породы, сохранила нам достаточно
приятные наслаждения для тех моментов, когда она
уже не может сохранить нас в живых.

' Древние греки верили в существование богини человеческой
судьбы — Атропы, заносящей все, что суждено пережить человеку,
в свиток и обрезающей нить его жизни.


Но самый длинный жизненный путь не должен сму-
щать людей с тонкой душой. Грации не старятся; их
можно обнаружить иногда и под морщинами и седыми
волосами; они во всяком возрасте заставляют играть
ум, во всяком возрасте не дают коснеть разуму. Бла-
годаря изяществу можно нравиться во всяком возрасте;
во всяком возрасте можно испытать любовь, как это
доказал аббат Жедуан с очаровательной восьмидеся-
тилетней Нинон де Ланкло, в свое время предсказав-
шей ему это.

...Когда я буду не в состоянии больше раза в день
общаться с Вакхом, я, если только буду в силах, хоть
раз в неделю буду видеться с Венерой, чтобы сохра-
нить то чудесное расположение духа, которое, быть
может, более необходимо в обществе, чем ум. Тех,
кто посещает эту богиню, можно узнать по хорошим
манерам, по вежливости и обходительности в обраще-
нии. Когда же, увы, мне придется навек проститься
с ее культом, я буду продолжать чтить ее веселыми
песнями и шутками, которые разглаживают морщины
и могут еще привлечь веселую молодежь к пережи-
вающим вторую молодость старикам.

Соч. М., 1983. С. 256—259, 374,
380

Л. Вовенарг

РАЗМЫШЛЕНИЯ И МАКСИМЫ

Привычка — все, даже в любви.

Лишь мелкие люди вечно взвешивают, что следует
уважать, а что — любить. Человек истинно большой
души, не задумываясь, любит все, что достойно ува-
жения.


Можно, от всего сердца любя человека, все-таки
понимать, как велики его недостатки. Было бы глупой
дерзостью мнить, будто нашего расположения достойно
одно лишь совершенство. Порою наши слабости при-
вязывают нас друг к другу ничуть не меньше, чем
самые высокие добродетели.

Противоречат ли разуму и справедливости любовь
к самому себе? И почему нам так хочется, чтобы себя-
любие всегда считалось пороком?

Любая страсть, владеющая человеком, как бы откры-
вает прямой доступ к нему.

Размышления и афоризмы фран-
цузских моралистов XVI — XV/ Π
веков. М„ 1987. С. 374, 381, 391,
398


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: