Теория мотивации Д. МакГрегора (середина 60-х гг. XX в

Теория трудовой мотивации Дугласа МакГрегора — профессора Масса-чусетского технологического института была опубликована в 1964 г в книге "Человеческая сторона предприятия" /10/ По существу эта теория была попыткой соединить тейлоризм с теорией Э Мэйо По словам самого Д МакгГрегора, управление — это искусство строить человеческие отношения Он разделяет две формы этого искусства. Одна из них базируется на теории Ф Тейлора Эта теория совпадает с общепринятыми взглядами предпринимателей и управляющих Такую теорию Д МакГрегор назвал "Теорией X" /10/.

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Теория Д. МакГрегора — двухфакторная, содержащая в себе, по сути, две противоположные теории' "Теорию X" и "Теорию У" Свою мотивационную теорию Д МакГрегор применил к промышленным ситуациям Он сформулировал основные подходы к пониманию природы человека, существующие в практике управления, а также вывел из нее следствия и рекомендации, носящие практический характер

Представленная Д. МакГрегором теория пытается соединить разнонаправленные подходы. Первая ("Теория X") имеет прямое отношение к "экономическому" человеку, а "Теория У" —к "социальному" человеку В этом и заключается его попытка соединить концепции Ф. Тейлора и Э Мэйо

"Теории X" соответствует многоэтажная пирамида управления, где нижние звенья только выполняют при-

Теория X

казы "сверху", не проявляя никакой инициативы. Основные положения "Теории X" сводятся к следующему:

1 Средний работник не любит трудиться. Основной тенденцией

его поведения является уклонение от работы.

2 Работников нужно принуждать к работе. Средствами принуж-

дения могут быть угрозы, наказания, а также награды 3. Средний работник избегает инициативы.

"Теория X" сложилась в 60-е гг. и в достаточной степени соответствовала взглядам менеджеров того периода

По свидетельству самого Д. МакГрегора, его теория дает определенные результаты, но является, вместе с тем, антинаучной /10/ Она противоречит современным знаниям, в том числе и науке о человеке Старые методы управления рождают страх у работников, апатию, а иногда и активное недовольство, потерю интереса к работе, уход с работы, снижение выработки, конфликты и т. д. /4/.

По мнению МакГрегора, люди не таковы, какими их представляют управляющие. Людям свойственны иные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: