Разработка плана сбора данных состоит из нескольких этапов.
| Определение проблемы и формулирование целей исследования. |
| «Зондажное» поисковое изучение. Перед началом полномасштабных работ для уточнения задач и получения представления об изучаемой области необходимо провести предварительное изучение интересующей проблемы. Здесь возможен опрос экспертов, изучение литературы, групповые дискуссии. |
| Разработка концепции исследования. Основным моментом на этом этапе является выработка гипотез, их проверка на практике, выявление причинно-следственных связей. В качестве источников гипотез можно назвать логическое и творческое мышление, метод аналогий, изучение специальной литературы. |
| Детальное планирование исследования. Здесь необходимо определить, что должно служить источником информации – уже собранный кем-то материал (вторичные данные) или новый сбор данных (первичные данные). Преимущества вторичных данных – простота доступа к информации, относительно небольшая стоимость, быстрота применения. Недостатки использования вторичных данных заключаются в том, что они могут быть устаревшими, быть неточными, быть неполными, для них не всегда может быть известен метод сбора и обработки информации |
| Отбор источников информации и сбор вторичных данных |
| Оценка полученных данных и решение насколько необходимы первичные данные |
| Планирование сбора первичных данных. Здесь необходимо определить, какой способ сбора сведений будет применен – опрос, наблюдение, эксперимент. |
| Проведение сбора первичной информации |
| Анализ полученных данных |
| Представление результатов исследования (презентация) |
Для получения требуемых данных в ходе маркетингового исследования используются следующие методы:
| опрос (телефонный, личный, по почте) – выяснение мнений, представлений, знаний людей по различным вопросам |
| наблюдение – охват обстоятельств органами чувств без воздействия на объект наблюдения |
| эксперимент – исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле всех прочих факторов |
Преимуществом свободного опроса (когда имеется только тема и цель исследования без схемы его проведения) является то, что возможен индивидуальный подход к опрашиваемым, возможно получение дополнительной информации. Недостатком такого опроса является сложность протоколирования ответов, трудность в обработке данных, высокие затраты.
Преимущества метода наблюдения заключаются в независимости проведения исследования от желания объекта к сотрудничеству, более высокой объективности, возможности учета окружающей ситуации. Недостатками метода являются трудности в обеспечении репрезентативности, субъективности восприятия наблюдающего.
· 71 Принцип замкнутого управления (управления с обратной связью, управления по отклонению)
Предложен Чикалевым (1874 г.)
|
Этот принцип является наиболее общим, но и наиболее дорогим.






