Огюст Конт и идеалистическая концепция эволюции

Основатель социологии О. Конт считал: для того, чтобы понять современную эпоху, необходимо поместить ее в более широкий исторический контекст и рассматривать просто как фазу на долгом пути человеческой истории. Индустриально-урбанистическое капиталистическое общество - не случайность, а естественный, необходимый продукт предыдущих процессов. Невозможно дать адекватное объяснение, что-либо предсказать и дать практические рекомендации относительно любого современного феномена без реконструкции всей предшествующей истории.

Конт пытался сделать это с помощью знаменитого «закона трех стадий». Он считал, что движущая сила исторических изменений обнаруживается в области мысли и духа: в тех способах, при помощи которых люди постигают реальность, в методах, которые они применяют, чтобы объяснить, предсказать и управлять миром. Качество и количество знаний, которыми обладает общество, постоянно растут. Эта основная черта общества определяет все другие аспекты социальной жизни - экономические, политические, военные. Человеческий род в своей истории проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии люди заклинают сверхъестественные существа и силы, словно те ответственны за земные события. Вначале это духи или души, находящиеся внутри предметов, растений, животных (фетишизм, анимизм), затем - многочисленные боги, ответственные за различные фазы жизни (политеизм), и наконец единый всемогущий бог (монотеизм). Данный период характеризуется доминированием военного образа жизни и широким распространением института рабства. Вторая, метафизическая, стадия наступает тогда, когда люди заменяют богов абстрактными причинами и сущностями, фундаментальными принципами реальности, воспринимаемыми разумом. Идеи суверенитета, узаконенного права и легитимного правительства доминируют в политической жизни. На третьей, позитивной, стадии люди обращаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении, сравнении и эксперименте. Это век науки и промышленности. Достигнув позитивной стадии, развитие окончательно становится открытым. Резервуар человеческих знаний постоянно пополняется. Наука вечно движется вперед, все более приближаясь к познанию реальности, но так никогда и не достигая полной и окончательной истины. «Такова история изменений в сознании и обществе, которые совпадают и отражают друг друга» (281;197). Эволюция, таким образом, представляет собой прежде всего эволюцию методов получения и накопления знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: