Субкультуры

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе­цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи­нальных и реальных групп людей и позволяю­щих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура - это автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен­ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источ­ников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на­селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек­ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль­ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж­ники, филателисты, компьютерщики и т. д.).

Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстре­мальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сек­суальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учите­лей, рабочих).

Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер­претированными и трансформированными в соответствии с ха­рактером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, ан­тисоциальностью), возрастными и иными специфическими по­требностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо­лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «бездели­ца» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото­рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направлен­ность, а порой прямо антисоциальны.

В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкуль­туры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрас­судков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, прису­щие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.

Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основ­ном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль­ных субкультурах нормы прямо противопоставлены обществен­ным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност­ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен­ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»).

В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль­турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче­ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия­нием.

Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом.

Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп­пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра­женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос­тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз­недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле­нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина­комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы.

Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа­ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet'e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран­ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак­терными для субкультуры ценностными ориентациями, определя­ет во многом содержание общения ее носителей.

Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно об­наружить более или менее ярко выраженные общие для ее носите­лей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными осо­бенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможно­стями, а также модой.

Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные транс­формации, которые зависят от характера той среды, в которой мо­да функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентации, условий жизни и пр.). В связи с этим мож­но говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.

Следование моде - важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявля­ется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, та­туировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музы­кальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей осо­бенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обо­их полов. В то же время мода может более или менее трансфор­мироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Кроме того, в автономных подростково-юношеских субкультурах - панки, металлисты, хиппи и др. - мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от об­щепринятой.

Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры - музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности. Одно из условий престижа в обществе сверстников - компетент­ность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солис­тов и лидеров, их биографии и дискографии), обладание современ­ной аппаратурой и музыкальными записями.

Одним из наиболее очевидных признаков субкультуры являет­ся жаргон - своеобразный диалект, отличающий ее носителей.

Жаргон - явление многослойное, включающее в себя ряд групп слов и выражений. Так, в подростково-юношеском жаргоне можно выделить четыре группы. Первая - общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение (капуста, зелень - доллары, предки, шнурки - родители, упакован выше крыши - очень модно одет). Вторая - общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значитель­но большем количестве случаев, чем это принято речевыми нор­мами (железно, крутой). Третья - слова, бытующие только в жар­гоне (баксы, салага, клевый, прикид - одежда, англицизмы, слова из блатной лексики). Четвертая - слова и выражения, употребляе­мые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах.

В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и «деяни­ях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре - считалки, дразнилки, страшилки и пр.

Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражаю­щие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, от­ражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событи­ях в жизни ее носителей.

Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры (интел­лектуальные, карточные - в девиантных, подвижные - в детской и т. д.), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифи­цированные), которые стали значимыми как признак принадлеж­ности играющих к той или иной субкультуре.

Среди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити. Термин «граффити» происходит от итальян­ского «graffito» и означает «проводить линии», «писать караку­лями», «выцарапывать». Он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом (мелом, ручками и ка­рандашами, маркерами, краской, выцарапанные или выбитые) на объектах общественной и частной собственности (на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в туалетах, лифтах, на лестницах, на партах и столах и даже на памятниках культуры). Граффити со­держат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисун­ки, символы. Граффити - средство утверждения групповой иден­тичности носителей субкультуры (написание имен рок-идолов, на­званий спорткоманд и т.д.), протест против социальных и культур­ных норм (изображение табуируемых слов и символов, соответст­вующие сентенции и призывы и т.д.), отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (А.А. Скороходова). Существует особая субкультура немногочисленных «граффитчиков», в которой разрисовка стен является конституирующей дея­тельностью.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа­лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциа­ции развитых национальных культур, их вли­яния на те или иные общности, а также маркирования (обозна­чения) социальной и возрастной структуры общества.

Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под­ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом.

Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас­пектов.

В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но­сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под­ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой.

Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз­можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры.

Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно­шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере­жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощуще­ния, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.

Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствую­щего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив­ный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомне­нию, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас­суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский).

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль­ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело­века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува­жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо­ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Субкультура и воспитание. Педагоги в своей работе так или иначе стал­киваются с детской и (или) подростково-юношеской субкультурами. Хотя им прихо­дится иметь в виду и особенности субкультур, которые склады­ваются в ближайшем социальном окружении воспитательных ор­ганизаций.

Детская субкультура, присущая ученикам одной школы, детям микрорайона, поселка, села, обычно довольно однородна и вклю­чает в себя, по мнению М.В. Осориной, совокупность своеобраз­ных форм активности детей, детских групп, имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение и тесно связанных с поло­возрастными особенностями психического развития и характером социализации детей.

Значительно сложнее выглядит подростково-юношеская субкуль­тура. Здесь педагоги сталкиваются наряду с общей для всех подрост­ков и юношей субкультурой с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входят в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам необходимо, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкуль­тур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры.

Знать это необходимо для того, чтобы, организуя жизнедеятель­ность воспитательных организаций, принимать в расчет позитив­ные и негативные особенности субкультур. Так, веяния моды могут отражаться, например, в быту, в оформлении интерьера поме­щений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнедеятельности (различные виды шоу, конкурсов, игр и пр., ставшие популярными благодаря телевидению).

Знание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех субкультур, с которыми сталкиваются воспитанники, создает предпосылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных влияний. В этих целях они могут исполь­зовать возможности, заложенные в жизнедеятельности воспита­тельных организаций, и оказывать индивидуальную помощь вос­питанникам.

Знание и принятие в расчет субкультурных особенностей пред­полагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения» для того, чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow