Отражение субкультуры готов в кинематографе

Готы — субкультура, зародившаяся в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения. Основными составляющими субкультуры являются готическая мода и готическая музыка. Одной из психологических основ готического движения был «пассивный», эстетический протест против господствующих культурных стереотипов. Внутри субкультуры сложились свои нормы и стандарты, сформировались определённое отношение к религиозности, особое понимание женственности и мужественности, специфические взгляды на межличностные отношения.

Готическая субкультура образовалась в первую очередь как музыкальная, но на её развитие непосредственное влияние также оказал и кинематограф. Следует подчеркнуть, что такого понятия, как «готический фильм», не существует. Под этими словами чаще всего понимают самые разнообразные картины, в которых присутствует мрачная атмосфера или которые посвящены тематике, способной заинтересовать готов. Готика в кинематографе – это, прежде всего, экранизации и фильмы по мотивам литературных произведений в жанре готического романа, а также более-менее современные сюжеты в свойственных готике декорациях (мрачные замки, склепы и привидения, суеверия и фамильные проклятия, башни с потайными ходами, кладбища и ожившие страхи). С появлением кинематографа готическая субкультура начала приобретать массовый характер. К готическим фильмам на данный момент относится как экзистенциальное, психологическое кино, так и мистика, ужасы [3].

На раннем этапе развития субкультуры на имидж её представителей (изначально — музыкантов) существенно повлияла эстетика чёрно-белых фильмов ужасов 1920–30-х годов — например, «Носферату» или «Дракула». Многие готические группы брали названия в честь этих кинолент (Nosferatu, London After Midnight и др.), они иногда транслировались во время выступлений некоторых исполнителей. Популярны среди ранних готов были и работы Альфреда Хичкока; отчасти это объясняется тем, что британские цензоры долгое время крайне негативно относились к триллерам и фильмам ужасов, запрещая их прокат или выпуская в сильно урезанных версиях, поэтому их просмотр становился для приверженцев субкультуры формой демонстрации протеста против господствующих культурных стереотипов [1]. Одним из наиболее важных для готов стал фильм «Кабинет доктора Калигари» – о том, что эта кинолента оказала воздействие на их стиль, свидетельствовали Питер Мёрфи из Bauhaus и Стив Северин из Siouxsie and the Banshees. Существенной популярностью у представителей субкультуры пользовались картины Роджера Кормана, а так же низкобюджетные фильмы ужасов.

Влияние «готических» фильмов и романов на готик-рок проявилось и в выборе тематики. Вампиризм стал одним из наиболее популярных мотивов среди готов с момента выхода фильма «Голод» в 1983 году (во многом причиной такой популярности послужило то, что в картине снялись участники группы Bauhaus). «Голод» способствовал установлению прочной связи между готикой и вампиризмом. Среди других кинолент на вампирскую тематику, получивших признание готов, – «Дракула Брэма Стокера» Фрэнсиса Форда Копполы, «Тень вампира» Эдмунда Мериджа [2]. Культовыми считаются и фильмы, снятые по мотивам романов Энн Райс, в особенности «Интервью с вампиром» и «Королева проклятых». Эти фильмы окончательно закрепили так называемую моду на вампиризм среди готов. В серии фантастических боевиков «Другой мир» имеются многочисленные отсылки к готической моде, что также обеспечивает ей некоторую популярность среди представителей этой субкультуры. Определённую известность у готов получили и некоторые телесериалы подобной тематики, например, «Рыцарь навсегда».

Со временем сама готическая субкультура начала оказывать влияние на литературу и кинематограф. В продукции Голливуда при изображении готов часто используются штампы и негативные стереотипы (как в мистическом триллере «Колдовство»). Культовым готическим фильмом является «Ворон». В нём выражена суть готики – вечная боль, не сгоревшая в пепле смерти, любовь, холодная правда и кровавая ложь. Тима Бёртона нередко называют «самым готическим» из всех современных деятелей кинематографа. Его «Эдвард руки-ножницы», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Кошмар перед Рождеством», «Труп невесты» насквозь пропитаны таинственностью и мрачностью, а герои — типичные готы, для которых характерна замкнутость, меланхолия и депрессивность. Однако многие готы больше любят работы других режиссёров — к примеру, Дэвида Линча.

Готическая субкультура в современном мире стала узнаваемой, и её представители превратились в своего рода «типаж», который авторы литературных произведений и фильмов активно используют, чтобы выразить собственные идеи. При этом режиссёры и писатели часто при описании готов используют стереотипы.

Кинематограф служит для представителей готической субкультуры источником вдохновения и является своеобразным путеводителем по жизни и важной составляющей готического мировоззрения. Готическое кино затрагивает все интеллектуальные сферы и аспекты бытия человека — поиск себя, проникновение в глубочайшие сферы сознания, баланс эмоций, знаний и мрачной романтики. Готическое кино затрагивает все интеллектуальные сферы и аспекты бытия человека — поиск себя, проникновение в глубочайшие сферы сознания, баланс эмоций, знаний и мрачной романтики.

Литература

1. Козлов В. Реальная культура: от альтернативы до эмо. — СПб.: Амфора, 2009.

2. Стил В., Парк, Дж. Готика: мрачный гламур. — Новое литературное обозрение, 2011.

3. Хазов В.К. Символика молодежной субкультуры готов // Гуманитарные исследования. 2009, №2, сс. 27–31.

А. О. Приголовкин

студент ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: