В этом разделе подойдем к патологии мотивов с точки зрения еще одного аспекта - взаимоотношения их смыслообразующей и побудительной функции. Дело в том, что выделяемые А.Н. Леонтьевым побудительная и смыслообразующая функции мотивов не всегда поддаются различению. Нередко бывает так, что человек осознает мотив, ради которого действие должно совершиться, но этот мотив остается «знаемым» и не побуждает действия. Л.И. Божович и ее сотрудники показали, что такое явление часто встречается у детей младшего школьного возраста. Например, ребенок может знать, что для овладения будущей профессией надо хорошо учиться, но несмотря на это понимание, мотив к учению не имеет достаточной побудительной силы и приходится подключать какие-то дополнительные мотивы. Л.И. Божович отмечает, что и «знаемые» мотивы играют какую-то роль хотя бы в том, что они «соотносятся» с дополнительными, но их смыслообразующая и побудительная функции недостаточны.
Однако при определенных условиях «знаемые» мотивы могут перейти в непосредственно действующие. Этот переход «знаемых» мотивов в «побуждение» связан с формированием мировоззрения подростка. По механизму действия мотивы в старшем возрасте являются «не непосредственно действующими», а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. С.Л. Рубинштейн тоже подчеркивает, что в своих вершинных формах мотивы основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь.
|
|
Именно это слияние обеих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Ослабление и искажение этих функций приводит к нарушениям деятельности.
В одних случаях это выражается в том, что смыслообразующая функция мотива ослабляется, мотив превращается только в знаемый. Так, например, больной знает, что к близким надо хорошо относиться, но при этом он оскорбляет и избивает свою мать.
В других случаях выступает сужение круга смысловых образований. Это выражается в том, что мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл /например, учеба, работа, дружба, отношение к родителям и т.п./ постепенно теряет его. В результате теряется и побудительная сила мотива.
Для исследования механизмов измененного смыслообразования больных шизофренией М.М. Коченовым было проведено специальное экспериментально-психологическое исследование, которое заключалось в следующем: испытуемый должен был выполнить по собственному выбору три задания из девяти предложенных психологом, затратив на это не более семи минут. Предлагалось нарисовать сто крестиков, просмотреть 12 строчек корректурной пробы по Бурдону, 8 строчек счета по Крепелину, сложить из орнаментов методики Кооса, построить «колодец» из спичек, сделать «цепочку» из канцелярских скрепок, решить три различные головоломки. Таким образом, испытуемый оказывался перед необходимостью самостоятельно выбрать именно те действия, которые наиболее целесообразны для достижения основной цели.
|
|
Для этого в сознании испытуемого должна сложиться смысловая иерархия действий, способствующих достижению цели.
В результате апробации методики на здоровых испытуемых М.М. Коченов установил, что для достижения заданной цели необходима активная ориентировка в заданиях /иногда методом проб/. Активность поисков наиболее целесообразных действий, наиболее «выигрышных» заданий отражает процесс переосмысления, происходящий в сознании испытуемого.
Этот ориентировочный этап был четко выражен у здоровых испытуемых. Помимо того, что каждый испытуемый выбирал не менее трех заданий /когда он не укладывался в отведенное время, ему прибавляли еще несколько минут, давая возможность каждому сделать третью пробу/, он выполнял еще несколько ориентировочных проб.
Все испытуемые заявили, что при выборе заданий они руководствовались оценкой степени их сложности, стараясь выбрать те, выполнение которых займет меньше времени. Все испытуемые отмечали, что стремились уложиться в отведенные семь минут.
Таким образом, было установлено, что у здоровых испытуемых в ситуации эксперимента происходит структурирование отдельных действий в целенаправленное поведение.
Иным было поведение больных шизофренией. Ориентировочный этап у них отсутствовал. Они не выбирали «выигрышных» заданий, часто брались за явно невыполнимые в семь минут. Иногда больные проявляли интерес не к исследованию в целом, а к отдельным заданиям, которые они выполняли очень тщательно, не считаясь, что время истекло. Количество дополнительных проб у больных было сведено до минимума. Распределение частоты выбора отдельных заданий показывает, что отношение к ним менее дифференцировано, чем у здоровых испытуемых.
Следует отметить, что все больные тоже знали, что им надо уложиться в семь минут, но это знание не служило регулятором их поведения. Они часто даже спонтанно высказывались «я должен в семь минут уложиться», но не меняли способов своей работы. Таким образом, это исследование показало, что нарушение деятельности данной группы больных определялось изменением мотивационной сферы. Становясь просто «знаемым», мотив потерял как свою смыслообразующую, так и побудительную функции.
Итак, на основании этих фактов можно утверждать, что редукция мотивов приводит к оскудению деятельности больных, которое оказывает и свое «обратное» влияние: не формируются новые мотивы.
Анализ данных историй болезни тоже выявляет ослабление побудительной функции мотивов и превращение их в знаемые. Эти изменения не носят однослойного характера. Выделяется несколько видов подобных смысловых нарушений.
1. Парадоксальная стабилизация какого-нибудь круга смысловых образований. Например, больной отказался получать зарплату, так как «пренебрегал земными благами»; другой больной годами не работал и жил на иждивении старой матери, к которой при этом /по его словам/ «хорошо относился». Этот механизм наглядно обнаруживается при общем и контрольном эксперименте, когда больной остается «нейтральным» по отношению к исследованию.
|
|
2. Сужение круга смысловых образований. Выражается в том, что мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл, постепенно теряет его.
Самое главное в структуре изменений деятельности больного является то, что больные знают, что им надо делать, они могут привести доказательства, как надо поступить в том или ином случае. Это и служит причиной многих странных, неадекватных поступков, суждений, дающих возможность говорить о парадоксальности шизофренической психики, о нарушении селективности их деятельности.
Таким образом, смещение смыслообразующей функции мотива, отщепление действенной функции от «знаемой» нарушает деятельность больных и является причиной деградации их поведения и личности.
Для анализа того, как формируется патологическое изменение личности, можно также привести некоторые данные, касающиеся формирования патологических черт характера.
Из психиатрической практики известно, что у больных эпилепсией /если эта болезнь началась в детском возрасте/ происходит изменение личности, которое характеризуется обычно как некое сочетание брутальности, угодливости и педантичности. Стало традиционным описывать в учебниках психиатрии образную характеристику больных эпилепсией, данную Е. Крепелиным: «С библией в руках и камнем за пазухой». Эти особенности обычно ставят в связь с самой болезнью, припадками и нигде не анализируется вопрос об условиях формирования такой личностной особенности.
Между тем прослеживание жизни ребенка, у которого вследствие органического поражения мозга появились припадки, прослеживание реакций других детей на эти припадки, реакции учителя на трудности в учебе, которые неминуемо возникают у такого ребенка, могли бы объяснить многое. Такой ребенок пытается скомпенсировать свою неполноценность, вызвать хорошее отношение к себе со стороны сверстников не всегда удачным способом: угодливостью, приспособлением к другим детям. Из-за инертности, присущей данным больным, эти способы фиксируются в дальнейшем, становятся методом поведения.
|
|
В этой связи интересно рассмотреть становление еще одной характерной черты эпилептика - его педантичности и аккуратности.
В начальных стадиях болезни эти качества появляются как способ компенсации первичных дефектов. Экспериментально показано, что только при помощи тщательного, последовательного выполнения всех элементов стоящего перед ними задания больной может правильно выполнить его.
Тщательное выполнение отдельных звеньев задания требует от больного эпилепсией в ходе болезни все большего внимания, пока, наконец, не становится главным в работе.
Происходит перенесение мотива из широкой деятельности на выполнение вспомогательного действия. Исследовался уровень притязаний больных эпилепсией с помощью оригинальной методики; больным предъявлялись картинки, которые отличались друг от друга количеством элементов изображения. Требовалось за определенное время найти эти различия. У большинства больных эпилепсией уровень притязаний не вырабатывался. Они застревали на каждом конкретном задании и с удовольствием начинали искать различия в картинках, находя при этом самые малозначительные, которые не отмечали здоровые испытуемые.
Эти результаты не означают, что у больных вообще нет уровня притязаний. Но если данный набор заданий был для здоровых лишь предлогом для выявления уровня их притязаний, то у больных само исполнение задания становится смыслом работы.
Таким образом, при эпилепсии происходит компенсация первичных дефектов, нередко приводящая к нарушению опосредованности.
Известно, что для того, чтобы компенсировать дефект, надо, прежде всего, выработать адекватные способы и средства его преодоления. Мало того, надо не только найти способы преодоления дефекта, но и овладеть ими до известной степени свернутости и автоматизации. Навык освобождает субъекта от контроля за исполнением действия и тем самым дает возможность перенесения ориентировки в более широкое поле деятельности.
Вследствие нарастания инертности способы компенсации у больных эпилепсией не становятся свернутыми и автоматизированными, а, наоборот, больной «застревает» на стадии контроля за исполнением вспомогательного действия, и мотив из широкой деятельности все более смещается на выполнение узкой.
Вместе со смещением мотива соответственно смещается и смысл деятельности. Сложная опосредованная деятельность теряет смысл для больного, главным становится исполнение отдельных операций, которые в норме выполняют роль технического средства.
Первично присущая больному эпилепсией аффективность насыщает этот смысл, делая его не просто отношением, но отношением активным. Больные не терпят малейших нарушений заведенного порядка. В ходе болезни аккуратность, педантичность становятся не просто неудачной компенсацией, а привычным способом действия, определенным отношением к окружающему миру, определенной социальной позицией, то есть чертой характера.
С некоторыми вариациями, но в общем по тем же механизмам образуются и другие патологические черты характера больного эпилепсией. В основе их формирования также лежит неудачная компенсация, переход от широкой к узкой деятельности, сокращение смысловых единиц деятельности.