Основные идеологические направления современной России

После крушения монопольного ста­туса коммунистической идеологии в общественном мнении, казалось, ус­тановилось нечто наподобие аллергии

относительно идейно-целевых течений. Сложилась ситуация, ко­торую специалисты называли идеологическим вакуумом. Но она продолжалась недолго. Активность новых политических элит, пы­тавшихся отстоять интересы вступающих в борьбу за власть групп, а главное — стремление широких слоев населения концептуаль­но оформить свои политические чувства, надежды и разочарова­ния, породили всплеск различных идеологических доктрин. Вре­менное затишье сменилось идеологическим бумом. Однако не­смотря на обилие идеологических конструкций в настоящее вре­мя доминирующее положение в политико-идеологическом про­странстве занимают три идеологических течения: коммунисти­ческое, национально-патриотическое и либерально-демократичес­кое.

В то же время в коммунистической идеологии явно ощуща­ются две тенденции. Одна из них выражает стремление к либера­лизации этой доктрины, приближение ее к идеалам, разделяемым социал-демократией. Это находит свое выражение в признании права частной собственности, отказе от воинствующего атеизма, более лояльном отношении к правам человека, провозглашении; норм правовой государственности и т.д. Однако и такие модификации, сочетаясь с идеями приоритетного положения общественной собственности, государственного регулирования экономики, сохранения социально-классовых приоритетов, жесткими геопо­литическими целями и рядом других традиционных положений, показывают противоречивость и непоследовательность такой об­новленческой тенденции.

Наряду с ней существует и фундаменталистское течение, опи­рающееся на хорошо известные политические ценности и цели и исключающее саму возможность развития в стране отношений буржуазного типа. Учитывая же, что реальные социально-эконо­мические и политические процессы в значительной мере связаны именно с такой перспективой развития общества, данное идео­логическое течение нередко провоцирует экстремистские требо­вания и формы политического протеста.

Всплеск активности национально-патриотических идеологий, поставивших в центр своих требований образ Родины, обуслов­лен сложными процессами развития национального самосозна­ния российского народа и особенно «кризисом национальной идентичности, утратой чувств исторической перспективы и по­нимания уровня самооценки нации» (Кара-Мурза А., Панарин А., Пантин И. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития//Полис. 1995. № 4. С. 6.). По своему идейному и по­литическому содержанию — это самое противоречивое и разно­образное течение, собирающее под свои знамена как привержен­цев самобытности России и ее культуры, ратующих за их обога­щение и развитие в процессе равноправного диалога с иными культурами и цивилизациями, так и сторонников этногегемонизма, направленного против прав иных народов и враждебно на­строенных к представителям других национальных групп.

Либерально-демократическая идеология, придерживаясь сво­их основополагающих ценностей, представлена в виде трех отно­сительно самостоятельных идейных тенденций. Так называемый радикальный либерализм настаивает на последовательном умень­шении регулирующей роли государства и поощрении стихийных процессов, видит главную задачу в осуществлении макроэконо­мических реформ и всемерной адаптации западного опыта, вы­ступает против авторитаризма, но тем не менее допускает воз­можность преодоления сопротивления архаичных социальных структур насильственными мерами. В противоположность такой постановке задачи консервативный либерализм, испытывая страх перед сопротивлением традиционалистски настроенных слоев, ратует за максимальную ориентацию на сложившиеся хозяйственные связи, большую роль государства в осуществлении наме­ченных — и главное реальных — преобразований, предполагает учет массовых ценностей и избирательное отношение к западно­му опыту, достижение большего психологического комфорта для населения при проведении реформ.

Третья версия либерализма — это социал-либерализм. По сво­им установкам он достаточно близок к социал-демократической идеологии. Главной ценностью в нем выступает свобода, пони­маемая не только в духе классического либерализма как незави­симость от государства и других людей, но и как установление примерно равных для всех стартовых возможностей. Это предпо­лагает позитивное отношение к государственным программам в области образования, здравоохранения и социального обеспече­ния, признание важности принципов социальной справедливос­ти, ценности труда и т.д.

С теоретической точки зрения дискурс отмеченных идеологи­ческих течений вполне может предполагать их определенное сбли­жение и даже синтез отдельных положений. Например, требова­ние коммунистов о движении к бесклассовому обществу вполне сочетается с либеральной идеей изживания социальной дихото­мии за счет высокой социальной мобильности индивидов. На практике же, хоть и происходит известное сближение позиций между ними, по ряду политических проблем (например, уваже­нию прав человека, защите национальных интересов и некоторым другим вопросам) все же пока доминирует противостояние, обо­рачивающееся ростом политической напряженности и борьбы.

Как показывает опыт преобразований в обществах с переход­ными общественными отношениями, одним из важнейших усло­вий стабилизации политической обстановки является выработка долговременной идейно-целевой доктрины, которой руководст­вуется государство в своей деятельности и которую можно услов­но назвать государственной идеологией. Являясь составной час­тью процесса развития национального самосознания народа, вы­работка государственной идеологии обеспечивает интеграцию го­сударства и общества, целостность всей социальной системы.

В свою очередь, условием выработки такого типа идеологии является достижение того минимального компромисса, который отразил бы как согласие основных групп общества относительно характера общественного строя и будущих перспектив развития, так и снял бы остроту противоречий между «верхами» и «низа­ми», управляющими и управляемыми. Здесь особая роль принад­лежит позиции властей, их способности выражать интересы граж­дан и сохранять перед ними свои обязательства.

Существенной предпосылкой выработки ценностей государст­венной идеологии служит сохранение духовного плюрализма, возможности различных групп излагать собственное мнение от­носительно общественных целей и программы действий. (Исклю­чение в такой ситуации могут составлять только экстремистские группы и идеологии, перемещаемые на периферию политичес­кой жизни.) Однако опыт свидетельствует о том, что труднее все­го достигается запрет на идеологическую монополизацию госу­дарства, т.е. стремления властей руководствоваться узкогрупповыми идеями, которые жестко и односторонне навязываются населе­нию. Сложная ситуация в обществе складывается и тогда, когда прокламируемые идеалы подменяют ролевые, поведенческие цели и задачи граждан или ведут к преобладанию веры над рациональ­ным и прагматическим отношением к действительности.

Еще одним условием эффективной выработки государствен­ной идеологии является сохранение исторической преемствен­ности поколений, внимательный учет национальных, историчес­ких и географических особенностей страны, обеспечение атмо­сферы открытого диалога между странами и цивилизациями, пре­одолевающего — что особенно важно для России — предрассуд­ки и недоверие как к западно-европейскому опыту, так и к нор­мам и традициям восточного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: