Менталитет госслужащего профессиональный. 10 страница

В научном Т. большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка. В художественном Т.— наглядные образы, их яркость. Т. основано не только на воображении, но и на мышлении, оно следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. надлежащее соотношение частей, соразмерность) — индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений психики.

Т. влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение, например, учащихся на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Т. влияет на ход и результаты различных видов деятельности.

По взглядам ряда физиологов и психологов, основные нервные корковые процессы — это возбуждение и торможение. У разных людей они различны по силе, уравновешенности и подвижности. Эти особенности нервных процессов, сочетаясь, образуют типы нервной системы, выражением которых являются Т. Сильный, возбудимый, неуравновешенный тип — это физиологическая основа холерического Т.; сильный, подвижный, уравновешенный — сангвинического; сильный, малоподвижный, инертный тип лежит в основе флегматического; слабый тип — в основе меланхолического Т.

Физиологический механизм индивидуально-типологических различий исследовался Б. М. Тепловым (1961), В. Д. Небылицыным (1966), В. С. Мерлиным (1958, 1964), И. П. Палеем (1961) и др. Как указывают авторы, несмотря на то что свойства типа нервной системы оказывают заметное влияние на динамику поведения, высокий уровень достижений в деятельности (учебной, трудовой, спортивной) возможен на различном типологическом фоне.

ТЕОРИИ ИМПЛИЦИТНЫЕ – понятие, обозначающее реальные жизненные житейские представления людей, например, об интеллекте (умном человеке), личности, ответственности, которые отличаются от научных теорий, опирающихся на научные теории и критерии. Имплицитные теории принадлежат обыденному сознанию и всегда имеют культурно-специфический характер, различаясь в том или ином обществе, у разных наций, разных групп.

Имплицитные теории интеллекта личности стали, в свою очередь, предметом особенно острого интереса в последнее десятилетие (Sternberg, R. Conway D., Azuma H., Koshiwagi K., Fitzgeralol J., Mellor, S. и др), а У.Найсером было выдвинуто понятие “прототипа”, которое по существу содержит строгую модель переходов от реальной личности, реального интеллекта и т.д., абстрактность определения которых на бытовом уровне оказывается достаточно низкой, на более высоком уровне абстракции в прототип входят этнические, возрастные, культурно-специфические особенности. В отечественной психологии в последние десять лет был проведен целый цикл исследований имплицитных теорий, которые фактически являлись социальными представлениями (в терминах концепции С.Московичи) об интеллекте, своей личности соотносительно с обществом, ответственности, правде и лжи, счастье (удовлетворенности-неудовлетворенности) и т.д.

Проведенное Н.Л.Смирновой сравнение прототипов интеллектуальной личности в американской, японской, финской и российской выборках показали, например, что для американцев характерна совокупность трех факторов: способности к практическому решению проблем, вербального интеллекта, и социальной компетентности, для японцев, кроме социальной компетентности, оказался важным фактор социальной эффективности и оригинальности, для финских мужчин лидирующей оказалась способность решения проблем. Обобщая можно обнаружить, что ведущим для американского и финского общества является когнитивный фактор (в разных его конкретных модификациях), а в японском и российском – социальный фактор (в России – социально-этический).

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ - теория отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), уделяющая особое внимание онтогенезу психики, процессу интериоризации и экстериоризации, социализации, развитию личности, исследованию соотношения «натуральных» и «культурных» психических функций.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н.МЯСИЩЕВА – основывается на определении личности как отношений, тем самым значительно отличаясь от подходов, который строили в известном смысле закрытую структуру личности. Отношения, согласно Мясищеву, это и внутреннее и одновременно его проявление во внешнем. Понятие отношений позволяет преодолеть и дохотомию внутреннего и внешнего; и дихотомию субъективного и объективного, интра- и интер психического; отношения – это способы связей внутреннего с внешним личности с миром и т.д., это антисубстанциональный подход к самой личности. Для Мясищева отношения имели определенные психологические модальности, дифференцируясь на позитивные и негативные, активные и пассивные, противоречиво или гармонично связанные друг с другом, имеющие значимость, устойчивость-неустойчивость и т.д.. В число отношений он включает: 1. интерес как особое интеллектуальное отношение; 2. оценочные отношения и, что особо важно; 3. отношение к деятельности. Тем самым признается объективный, общественно необходимый характер деятельности, а не только отвечающий потребностям и интересам личности (что характерно, например, от леонтьевского понимания деятельности). Теория Мясищева обладает такой системой конкретизирующих абстракций, которая дает возможность обобщать все реально существующее многообразие личностей.

ÒÅÎÐÈß ЛИЧНОСТИ С.Л.РУБИНШТЕЙНА - различается по своему содержанию в разные периоды его творчества. Первое определение личности он дал в аспекте ее развития, связав последнее с деятельностью: «личность проявляется и развивается в деятельности.» Тем самым была в известном смысле преодолена ограниченность возрастного подхода и стадиального принципа анализа развития. Эта формула открыла перспективу исследованиям, составившим целый этап отечественной психологии, так называемому деятельностному подходу. Второе определение личности Р. связывает уже не с деятельностью, с более широким временем и пространством жизненного пути личности, фактически рассматривая ее как субъекта жизненных изменений, поворотных событий (1935). Третье определение личности С.Л.Рубинштейн дает в "Основах общей психологии" (1940; 1946) через триединство того, чего хочет человек (его потребности, мотивы и направленность, ценности, идеалы, установки), что может человек (это его способности, дарования), наконец, что есть он сам, т.е. что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере. В этом определении непротиворечиво соединены и динамическая характеристика личности (мотивация) и ее устойчивый психический склад (характер).

Личностный склад - это способ реализации человеком своих возможностей и устремлений в жизни. На следующем этапе (50-е гг.) Рубинштейн разрабатывает новое понимание принципа детерминизма как диалектики внешнего и внутреннего (в отличие от традиционно отмечаемой причинно-следственной связи) и определяет психику и особенно личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются и которыми опосредствуются внешние воздействия. Этим подчеркивается специфичность личностной организации (склада), а ее активность, избирательность, способность к саморегуляции, самодетерминации и детерминации - в качестве субъекта - своими действиями условий и обстоятельств жизни, событий и изменений.

Наконец, в конце 50-х гг. в философско-психологическом труде "Человек и мир" Р. Детально разрабатывает концепцию личности как субъекта жизни. На всех этапах конкретизации концепции личности Р. Раскрывал ее сущность в развитии и функционировании. Субъекта характеризует способ реализации ценностей в жизни, борьба за них, что одновременно связано и с разрешением жизненных противоречий и с развитием - совершенствованием самой личности как субъекта.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Д.Н.УЗНАДЗЕ – обычно не включается в перечень личностных теорий, хотя Д.Н.Узнадзе одним из первых разработал психологическое содержание категорий субъекта, оригинальную концепцию объективаций, как механизма возникновения сознания, осознания в условиях невозможности осуществления деятельности на основе установки, связал определение личности именно с наличием у нее сознания и, наконец, предложил не совсем строгую, но очень интересную типологию личности.

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - одно из направлений деятельностных теорий учения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, И.И.Ильясов и др.), впервые экспериментально обосновавшая возможность управления учением через планомерное формирование умственных действий (УД). Согласно этой теории умственные действия проходят путь интериоризации от внешних предметных действий, их выполнения в материальной и материализованной форме к внешне речевой и умственной форме; важным средством выполнения человеком умственных действий с требуемыми качествами (форма, мера обобщения, самостоятельности и др.) являются усваиваемые эталоны, мерки из социального опыта. Качество УД зависит от осуществляемой обучающимся: наиболее эффективным является так называемый третий тип учения и ориентировки, состоящий в том, что обучающийся самостоятельно строит свои учебные действия на основе анализа условий и полной ориентировки в них, учебные действия формируются быстро, выполняются без ошибки и широко применяются в новых условиях; при первом типе учения учебные действия строятся путем проб и ошибок без осознанной ориентировки; второй тип является промежуточным.

Некоторые разделы профессионального обучения могут строиться по методу планомерного формирования учебных трудовых действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: