Принципы налогового планирования:
1. Налоговое планирование не должно нарушать закон.
2. Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т.е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.
3. Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:
❏ сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;
❏ простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;
❏ механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.
4. Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т.е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени.
|
|
5. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве.
6. Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия.
7. Принцип конфиденциальности.
8. Необходимо уделять внимание документальному оформлению.
Методы ограничения налогового планирования со стороны государства (пределы налогового планирования):
· Группа 1. Законодательные ограничения,направленные на превентивное предотвращение уклонения от уплаты налогов.
· Группа 2. Административные воздействия,с помощью которых создается возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов. В частности, налоговые органы вправе:
− требовать от налогоплательщиков соблюдения ими налогового законодательства в части своевременной и правильной уплаты налогов; предоставления документов, подтверждающих право на освобождения; объяснений представителя налогоплательщика, налогового агента и свидетелей;
− проводить проверки, в том числе встречные;
− принимать решения о применении санкций за нарушение налоговой дисциплины;
− осуществлять меры административного воздействия, в том числе приостановление операций по счетам;
− прибегать к уголовному преследованию нарушителей налогового законодательства;
− обращать взыскание сумм по налоговой задолженности на имущество плательщика, в том числе на ценные бумаги, суммы дебиторской задолженности и т. д.
|
|
Со стороны налоговых органов, кроме неодобрения «налоговой политики» налогоплательщика, возможны следующие действия:
− ограничение сферы применения налоговой минимизации;
− переквалификация сделок, т. е. признание их мнимыми или притворными;
− доказательство взаимозависимости организаций и физических лиц – взаимозависимость организаций и физических лиц нежелательна, поскольку налоговые органы, исходя из этой зависимости, могут в судебном порядке признать сделки мнимыми или притворными, т. е. недействительными;
− контроль ценообразования для целей налогообложения.
· Группа 3. Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов.
Законодательство РФ признает институт уклонения от уплаты налогов (ст. 198–199 Уголовного кодекса) в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытия других объектов налогообложения.