Ретроспективные стили

В связи с общим кризисом арх-ры и развитием капитализма в России 1840-х гг намечается отход от ансамбля к композиции, развитие эклектики.

В архитектуре СПб отход от классицизм виден в Исаакиевском соборе (1817-57), в котором нарушен общий архитектурный масштаб из-за обобщенной деталировки и т.п.

- в «официальной» арх. распространение получило направление «русско-византийской» архитектуры, в которой механически соединены приемы композиции сер. 19 в. с деталями древнерусской и византийской архитектуры (Большой Кремлевский дворец (1839-49, арх.Тон); Храм Христа Спасителя (2 пол. 19 в, арх. Тон)).

- «Неофициальное» направление – подражание московскому и Ярославскому зодчеству (16-17 в) – храм «на Крови» в СПб (подражание Василию Блаженному), здание Исторического музея в Мск (1873-83) – декор, механически скомпонованный, подчиняется конструкции здания.

Конец 19 в. – Быковский – стилизаторство, романо-готические реминисценции (ансамбль в Марфино), готическая капелла в парке «Александрия» (1831-34). Стилизаторство западноевропейской архитектуры – Быковский (Мариинский дворец в СПб, 1840-е), Штакеншнейдер (павильон-дворец Бельведер) использовал не только барокко, но и формы греческой и русской архитектуры; Месмахер (училище Штиглица), Каминский.

Поиски национального стиля в 1870-х привели к формированию «псевдорусской» архитектуры – сложной, декоративной, но сухой (Политехническая выставка 1872 – Гартман, Ропет), охватившей все формы допетровского зодчества, в основном 16-17 вв.

Начало 20 в. – неорусский стиль (ближе к модерну, чем к эклектике) и неоклассицизм. В рамках неорусского стиля происходит мощное и трепетное переосмысление самой структуры построек (в основном – средневековые постройки Новгорода и Пскова), а не ее декорации. Примеры: Государственный банк в Нижнем Новгороде (1910, арх. Покровский), Казанский вокзал в Москве (Щусев), Абрамцевский кружок (Васнецов – ц-вь Спаса Нерукотворного), Талашкино (Храм Святого духа, мозаика – Спас Нерукотворный, худ. Рерих).

Неоклассицизм – Жолтовский, Щуко, Фомин. Палладианская интерпретация античных форм и ордеров (строгое следование симметрии, заимствование принципов классической храмовой архитектуры Греции и Рима). Примеры: Музей изящных искусств (1898-1912, арх. Клейн), здание Киевского вокзала (Рерберг).

Особняком стоит стиль неогрек, заимствовавший формы чисто греческой архитектуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: