Древнерусское зодчество

Под древнерусским понимается зодчество с 10 по 16 век (с принятия христианства и формирования Киевской Руси до становления централизованного Московского государства).

До конца 10 в. на Руси практически не было монументального каменно-кирпичного строительства. Все древнерусские постройки были деревянными или деревоземляными.

Русская архитектура 10 – 12 века опирается на традиции византийского искусства: строятся: Десятинная церковь (996), Спасо-Преображенский собор (1036), Золотые ворота в Киеве (1037), Софийские соборы в Новгороде, Киеве и Полоцке (1030-40) строили из плинфы со скрытыми рядами кирпичей, внутри отделка мозаикой. В Новгороде – кладки из огромных валунов, двускатные перекрытия, лопатки на фасадах. Мозаика заменена фресковой росписью.

В 12 веке Киевская Русь дробится на княжества, в каждом – своя архитект. школа:

- Киев – возрастает уровень строит. техники, стены – из кирпича, фундаменты – из камня. Кладка – более равнослойная и менее декоративная, используются декоративных элементы для обогащения фасадов: сдвоенные окна, массивные полуколонки, аркатурные пояски (Собор Михайловского Златоверхого мон. (1110-е), церковь Спаса на Берестове (1113-1125)).

- Владимиро-суздальская архитектура – богатая пластика белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове (1138-65), Дмитровский собор во Владимире (1194-97), ц-вь Покрова на Нерли (1165), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

- Новгородская архитектура – строили из известняковых плит с прослойками кирпича, из которых сооружали основные архит. элементы. «Суровый лаконизм величественных форм» - почти нет декора, памятники лишены геометрич. линий и будто вылеплены от руки. (Георгиевский собор Юрьева мон. (1119-30), ц-вь Спаса на Нередице (1198), Николы на Липне (1292), Федора Стратилата на Ручью (1360-61)

- Псков – живописные асимметричные постройки, храмы со звонницами (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря 1156)

С объединением русских земель под властью Москвы (кон. 15 в.) складывается единая русская арх. школа. Ансамбль Московского Кремля (кон. 15 в) являлся прообразом для Кремлей других городов. Храмы раннемосковского зодчества – центричные и устремлены ввысь, имеют ряд кокошников у основания главы и горизонтальный пояс резного белокаменного орнамента вместо аркатурного фриза. Часто внутренняя структура не соответствует внешнему членению фасадов!

- храм Успения «на городке» в Звенигороде (1400) – высокие подпружные арки, оранментальная резьба, полуколонки

- Рождественский собор Саввино-Сторожевского мон (1403); Спасский собор Андроникова мон. (1427) – соответствие внутр. структуры наружному членению; Троицкиий собор Троице-Сергиевой лавры. Общее – клиевидные формы закомар и порталов, ленты орнамента на фасадах.

Появляется иконостас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: