Общественные сооружения 18-19 веков

- основные принципы построения общественных сооружений эпохи классицизма формируются уже в 1760-1770-е гг.

- появляются коридоры, вдоль которых - ряды помещений, крупные залы, возможно часовни при учебных и лечебных заведениях.

- Виды общ. зданий: учебные (школы, гимназии, училища), лечебно-благотворительные (больницы, приюты, богадельни) и культурно-просветительные (музеи, театры, клубы, библиотеки), торговые (склады, магазины, банки) и административные (собрания, суды, правления, палаты, управы), вокзалы, электрические станции, пожарные части, водокачки, почтово-телеграфные конторы и т.п.

- примеры: Здание биржи, Кунтскамера, публичная библиотека в СПб, здание Университета в Москве (Казаков), Сенат (1776-87) (центральный круглый зал, украшенный коринфскими колоннами и барельефами на темы правосудия и просвещения); Голицынская больница (Наружный облик построек очень прост и строг: здесь господствуют дорические формы, статичные объемы. Парадные интерьеры ее отличаются торжественностью (при том, однако, что вся внутренняя планировка достаточно функционально обоснована), между ионическими стоят меньшие по размеру коринфские колонны; стены расписаны гризайлью).

С середины XVIII в. и особенно во второй его половине вновь стала строиться и перестраиваться Москва. Появляется широкая группа общественных зданий – больницы и университеты.

В самом центре Москвы, на Моховой улице, в 1786—1793 гг. Казаков построил здание университета. Пострадавшее от пожара в 1812 г., оно было восстановлено и частично перестроено архитектором Доменико Жилярди, который, однако, сохранил казаковский план в форме буквы «П» и общий принцип композиции.

Не менее знаменит торжественный и нарядный Колонный зал в доме Благородного собрания в Москве, оформленный Казаковым (1784-90-е гг. XVIII в.). Прямоугольный в плане зал обрамлён по периметру мощными, но стройными колоннами, расположенными на некотором расстоянии от стен. Между колоннами одна над другой висят хрустальные люстры. Антресоли (верхний полуэтаж) окружены невысокой балюстрадой (ограждением из фигурных столбиков, соединённых перилами). Пропорции зала необыкновенно изящны.

Во второй половине 19 века – эклектика и ретроспективные стили –

- ГУМ - "оранжерейная" архитектура; большое пространство перекрыто без опор с помощью металлических балок; большой световой фонарь в центре; демонстрация работы конструкций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: