Типовые проекты Москвы и Санкт-Петербурга

Альбомы проектов выпускались начиная с Петра I. Массовое строительство рядовых жилых домов на базе новой строительной техники и по утвержденным государством проектам началось при Петре I в Петербурге, когда необходимость быстрого расширения жилого фонда при недостатке архитекторов, строительных материалов и рабочих рук заставила предельно ограничить число типов домов и строго регламентировать их основные габариты. Петр I упразднил некоторые устаревшие строительные методы, ввел продольную пилу для досок,

1714 - В распоряжении "Комиссии о Санкт-Петербургском строении", которую возглавлял тогда У. А. Синявин, имелись только три основных типа "образцовых" домов, созданных Д. Трезини, а именно два одноэтажных, рассчитанных на деревянную конструкцию (для "подлых" и зажиточных людей) и один двухэтажный каменный, предназначенный для именитых людей, т. е. для дворянства и наиболее богатых купцов.

30-е и 40-е годы XVIII в. - петербургская Комиссия строений (во главе – П.М. Еропкин) – три основных типа каменных домов: одноэтажный, полутораэтажный (так называемый "дом на погребах") и двухэтажный + методы типового строительства к военным зданиям (казармам) + порт. сооружения, мосты.

2 пол. 18 в. – градостроительная комиссия И.И. Бецкого – восстановление Твери после пожара 1763 года по типовым проектам.

Конец 18 века - 1797—1803 гг. - «фасадический план Москвы», 13 альбомов Казакова, содержащих чертежи многих казенных и «партикулярных» (гражданских) строений.

Начало 19 в. - типовое проектирование "казенных" (т. е. государственных) зданий гражданского и военного назначения (Захаров, Стасов).

1812 – Собрание фасадов, его императорским величеством высочайше апробованных для частных строений в городах Российской империи. 1809-1812 гг. (5 альбомов). Бове создал многочисленные «типовые проекты» жилых домов. Дома, опубликованные в "Собрании фасадов", сильно различаются по высоте и горизонтальной протяженности фасадного полотна, что свидетельствует об отмирании модульной системы и забвении твердых градостроительных правил XVIII в., заключавшихся в выравнивании этажности на больших территориях города с повышением ее ступенями от периферии к центру.

Упоминаемые "образцовые" фасады нельзя рассматривать в качестве типовых фасадов; они являлись лишь своеобразным пособием для архитекторов и застройщиков, набором "мотивов" на всякий могущий возникнуть строительный случай, на любой достаток застройщика и даже на его пристрастие к тем или иным архитектурным формам. Высокий уровень архитектуры того времени не позволил составителям "Собрания фасадов" (к числу которых принадлежал и Стасов) дойти до беспринципного угодничества частным застройщикам. Помещенные в альбомах фасады с успехом были использованы как при восстановлении Москвы после пожара 1812 г.,

Также широко были распространены «типовые проекты» церковных зданий:

- Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей, 1824 (Шарлеман, Михайлов, Ухтомский) и его переиздания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: