double arrow

Эволюция русского храмового зодчества

XI в - классика византии: Десятинная церковь, Киевская софия (5ти нефная, 13 куполов), Храм в Чернигове, Новгородская София, (1045-60, проще, лаконичнее, строже: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане - влияние романской арх-ры)

XII век - влияние романского стиля: храмы остались крестово-купольные с позакомарным покрытием, но появлись аркатурные пояса, подобия контрфорсов, группы пилястр, колончатые пояса, перспективные порталы, Резьба (!) Уменьшается масштабность зданий, поиск простых, но в том же время выразительных форм - кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой. Романский стиль проник в XII веке в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси. Петра и Павла в Смоленске (1146), Архангела Михаила в Смоленске (динамичная «башенная» композиция с полукружиями закомар, уступами возвышающихся к главе храма. Их фасады обогащены пластическими деталями)

Владимиро-суздальское зодчество (изысканность, утонченность, богатство резьбы): Палаты Ан. Боголюбского (1158-65), Успенский собор (60е гг), Дмитриевский собор, Храм Покрова на Нерли (65 г.)

XIII - Традиции и приемы, выработанные мастерами владимирской школы, продолжали развиваться в Суздале, Юрьеве-Польском, Нижнем Новгороде. Георгиевский собор Юрьево-Польского (1230-1234) был покрыт декоративной резьбой сверху донизу/

Конец XV - нач. XVI века Храмы "иже под колоколы". Небольшие столпообразные храмы, получившие распространение в рус. зодчестве (Духовская ц-вь Троице-Сергиевой лавры).

Появляются бесстолпные храмы с крещатыми сводами, позволявшими освободить интерьер храма от опорных столпов (церковь Трифона в Напрудном). Также на крещатом своде могла быть снаружи «горка кокошников», в последней четверти XVI в, в «годуновский» период – Церковь Покрова в Рубцове

XVI век - развитие шатровой архитектуры, храмы-памятники - Церковь Воскресения в Коломенском (1532) и Собор Василия Блаженного (1555). Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524—1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559—1585).

Конец XVII века – центрические ярусные храмы нарышкинского барокко, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей (например, храмы «кораблем», когда храм, трапезная и колокольня располагаются в линию - Храм Воскресения Христова в Кадашах (1687—1695))

Система фундаментов: в каждом веке – своя: до XV – 50-60 см; XV-XVII – до 15 метров и глубже;

- развитие региона зависит от региона и его связей (Восток, Запад)

  . Века. Направления архитектуры Характеристика направления
Византийские истоки IХ — Х Архитектура византийского крестово-купольного храма Осевая, симметричная, статичная композиция и гармоничная структура с иерархий соподчинения частей
Двух (трех) частное деление плана храма: алтарь — собственно храм — (притвор)
Кубическая форма средней части храма с купольным покрытием центральной ячейки
Прием контрастного перехода от тесного, затемненного пространства притвора к высокому и светлому объему храма с кульминацией композиции в куполе
Тектоничная система опирания барабана главы посредством «парусов» и арок на четыре столба в центре храма, откуда расходятся четыре сводчатых рукава
Венчание храма одной или пятью главами полукруглого очертания
Световая организация пространства храма с преобладающим освещением сверху
Лаконизм, строгая простота внешнего оформления и богатство внутреннего убранства храма
Соответствие наружных членений, декора внутренней структуре здания храма
Округлые, арочные формы в интерьере и на фасадах
Трехчастность в членениях стен и оконных проемов
Декорация каменной кладки стен нишами, щелевидными окнами без мелкой пластики
Вертикальная направленность членений фасадов
Зап.-европейские влияния X — XII Романская архитектура Базиликальный тип здания, массивность, статичность форм. Во внешнем оформлении — барельеф, аркатура, перспективный портал
ХIII — ХIV Архитектура готики Выявление несущих элементов каркасной системы, стрельчатая арка, нервюрный свод. Устремление форм ввысь, ажурные башни, статуи, орнамент
ХIV — ХVI Архитектура ренессанса Ясность, гармоничность композиции. Использование арки, купола, декоративных элементов классики: ордерное членение стены, колоннада
ХVII — ХVIII Архитектура барокко Разрыв внутреннего содержания и внешней формы, пышность отделки. Контрастность, напряженность, динамичность образов, слитность, текучесть форм
ХVIII — ХIХ Архитектура классицизма Использование ордерной системы античной архитектуры, ясность, уравновешенной композиции, четкость и геометризм форм и планировки, сдержанный декор
XIX Архитектура эклектики Ретроспективное использование элементов архитектуры разных эпох в свободных, динамичных, иногда ироничных, гротескных композициях
Этапы развития архитектуры русского православного храма IХ — ХVII Архитектура деревянных храмов Клетской, шатровый, ярусный, кубоватый тип храма. Структура плана храма: алтарь — храм — трапезная — колокольня — паперть — крыльцо
ХI — ХII Архитектура Киевской Руси Работа греческих мастеров в канонах византийской архитектуры с преобразованием, коррекцией «образцов» к местным условиям. Статичность, монументальность храма
XII — XIII Архитектура юго-западных княжеств Работа в традициях зодчества Киевской Руси. Динамичные четырехстолпные, одноглавые княжеские храмы
XII — XIII Архитектура северо-восточных княжеств Работа по образцу храмов Киевской Руси с использованием элементов романской архитектуры (аркатура, барельеф, перспективный портал)
ХI — ХV Архитектура Новгорода Самобытная архитектура, простота, геометритизация формы без троечастности и оси симметрии, массив побеленной стены с четким рисунком деталей
XI — ХV Архитектура Пскова Живописные, свободно-нерегулярные композиции с характерными звонницами и пристройками. В декоре простые кирпичные выкладки, готицизмы в порталах
ХIV — ХV Московская Русь Архитектура раннемосковского княжества Использование традиций владимиро-суздальской архитектуры. Завершение горкой кокошников, независимость наружных членений от внутренней структуры
ХV — ХVI Архитектуры Москвы — III-го Рима Работа по образцу древних монументальных храмов с использованием приемов архитектуры ренессанса
ХVI — ХVII Арх. централизованного московского гос-ва Разработка специфических «национальных» приемов: шатровое, многоглавое завершение, богатство объемной композиции, уподобление храма Небесному Граду
Сер. ХVII Архитектура «узорочья» Увлечение декоративностью отделки фасадов, сочетание краснокирпичной стены с белокаменными деталями, появление трапезной части и шатровой колокольни
2-я пол. XVII Архитектура «нарышкинского барокко» Живописность архитектурных форм, использование элементов украинской архитектуры, в т.ч. типа здания «восьмерик на четверике», прислоненный декор
XVIII Российская империя Архитектура «петровского барокко» Следование западноевропейским образцам эпохи барокко. Сочетание интенсивно окрашенной плоскости стены с побеленными элементами
Кон. ХVIII — XIX Архитектура классицизма Использование ордерной системы античного мира
Сер. XIX Архитектура эклектики, «русско-византийская» Использование мотивов архитектуры различных эпох. Механическое использование элементов византийской и древнерусской архитектуры во внешнем оформлении
Кон. XIX Архитектура «русского» стиля Повторение мотивов архитектуры ХVII века
Рубеж ХIХ — ХХ Архитектура «неорусского» стиля Возрождение достижений древнерусской архитектуры в новом качестве через стилизацию традиционных форм

Планировочная система монастырей

Монастыри, как и города, имели живописную свободную планировку уличной сети, привязанной к въездным воротам и стекавшейся к центральной группе зданий. Монастыри и их укрепления возводились под «смотрением» духовных отцов и согласовывались с природными условиями, что придавало каждому из них неповторимый облик.

Несмотря на это, в монастырских ансамблях можно проследить общие архитектурно-планировочные принципы. Композиция монастырей рассчитана на заранее определенный путь движения посетителей. Подходившего к монастырю встречала лента стен, перерезаемая вертикалями башен. Внимание приковывало декоративное пятно «святых» ворот, за которыми возвышались основные культовые строения. Пройдя под сводами ворот на территорию обители, посетитель видел господствующий объем собора и обычно направлялся к нему. Собор почти всегда располагался под углом к оси движения, что лишало ансамбль официальности и делало его более уютным. По соседству с собором, образуя уравновешенный комплекс, стояла трапезная и нередко архиерейский корпус. Эти главные здания иногда объединялись переходами и группировались вокруг небольшой площади неправильной формы. Поодаль, как бы на втором плане, просматривались монашеские кельи. Территория монастыря делилась на две основные зоны: парадную, предназначенную для торжественных церемоний и посетителей, и хозяйственную, где сосредоточивались многочисленные служебные строения: кузницы, медуши, погреба, скотские и конюшенные дворы. Хозяйственная зона находилась на заднем плане, прижимаясь к стенам, и имела свои служебные ворота. При анализе построения центральной части ансамбля наблюдается преобладание боковых точек зрения и соблюдение композиционной иерархии. Главные культовые постройки выделяются большими размерами и более выразительными декоративными средствами. Колокольни в XVI в. играли в силуэте монастырей незначительную роль, что связано с их относительно небольшой высотой.

Москва. Планы монастырей-сторожей сверху вниз: Новодевичий монастырь (основан в 1525 г. в память возвращения в состав русского государства Смоленска): 1 - Северные ворота; 2 - собор Смоленской божьей матери; 3 - колокольня; 4 - трапезная с церковью Святого духа (каменные стены монастыря построены в конце XVII в.). Донской монастырь (основан в 1591 г. в память победы над крымским ханом Казы-Гиреем): 1 - северные ворота; 2 - западные ворота; 3 - так называемый Новый собор Донской божьей матери; 4 - Старый собор (стены монастыря возведены в 1686-1698 гг.). Данилов монастырь (основан в конце XIII в.; восстановлен в 1560 г.): 1 - ворота; 2 - собор (каменные стены и башни монастыря построены в XVII в.). Спасо-Андрониев монастырь (основан в 1360 г.): 1 - Спасский собор; к западу от него - трапезная; к югу - церковь Рождества. Новоспасский монастырь (основан в 1490 г.): 1 - Спасо-Преображенский собор; 2 - церковь Покрова; 3 - ворота (каменные стены монастыря построены в 1640-1642 гг.). Симонов монастырь (основан при Дмитрии Донском около 1379 г.): 1 - Успенский собор; 2 - трапезная (каменные стены построены в XVI-XVII вв.)

Планировочная структура русских усадеб XVIII-XIX веков

Усадьба в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков.

В состав классической барской усадьбы обычно входили главный дом, несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги и др. Парк, примыкающий к усадьбе, чаще всего носил ландшафтный характер, часто устраивались пруды, прокладывались аллеи, строились беседки, гроты и т. п. В крупных усадьбах нередко строилась церковь.

Городские дворянские усадьбы, характерные для Москвы, в меньшей степени для Санкт-Петербурга, губернских городов, как правило, включали господский дом, «службы» (конюшню, сараи, помещения для прислуги), небольшой садик.

Примеры:

УСАДЬБА ГРЕБНЕВО (по Щелковскому шоссе, близ Фрязино) – создана по заказу генерала Г. И. Бибикова в 1780—1790-х гг. Строгие формы классицизма основных сооружений сочетались в ней с ложноготической архитектурой многочисленных служебных и хозяйственных построек. Парк с громадным прудом, почти озером, с восемью островами и сейчас свидетельствует о масштабах усадьбы. В 1817—1823 гг. при новых владельцах — Голицыных — ансамбль реконструирован в стиле ампир по проекту архитектора Н. И. Дерюгина. Отдельные сооружения перестроены. другие созданы вновь. В этой редакции ансамбль сохранился до наших дней. Ансамбль складывается из нескольких компонентов: центрального жилого комплекса. церковного комплекса, хозяйственного двора и парка. Жилой комплекс обладает симметричной осевой планировкой. Входящие в его состав усадебный дом и четыре флигеля ограничивают пространство большого парадного двора, обнесенного каменной, а со стороны въезда — металлической оградой. Из трех ворот сохранились главные, поставленные по оси комплекса. Боковые ворота связывали парадный двор с хозяйственным и с парком. Из служебных построек остались скотный и конный дворы с каретным сараем. На церковном участке помещаются две церкви.

1 - дом, 2 – двухэтажные флигели; 3 – одноэтажные флигели; 4 – ворота; 5 – скотный двор; 6 – конный двор; 7 – каретный сарай; 8 - Гребневская церковь; 9 — Никольская церковь; 10 —башни ограды парка.

- классицизм в России - с 1770 до 1820, включая ампир (однако строили в нем до 2 пол 19 в.)

- классицизм - возврат к ордерной системе: колоннады, капители, портики.

- ампир - медальоны с военной орнаментикой (арматура)

- в центре участка - усадебный дом, кот. окруж. флигелями. В 17-18 в. располагался в центре усадьбы, в 19 - перемещается к красной линии.

Усадьба Баташовых (больница Медсантруд)

1 — главный дом; а —галерея; б — колоннада, переходы; 2 — флигель; 3 — ворота и ограда; 4— службы; 5 — каменные заборы; 6— сад; 7 —церковь Симеона Столпника.

Архитектор Кисельников, строивший усадьбу по проекту Р.Р.Казакова сумел самые недостатки местности обратить в достоинства. Угловой флигель он сделал тупоугольным в плане, он будто разворачивает усадьбу к зрителю, а т. к. улица в этом месте изгибается, то усадьба повернута к идущему от Таганской площади и видна во всю ее длину. По старой московской традиции главный дом поставлен в глубине двора. Такую постановку считают иногда пороком, чуть ли не пренебрежением к городу, но в данном случае это скорее достоинство - огромный дом затеснил бы улицу, а флигели, ограда и ворота вполне ее "держат". Об этом доме современники писали, что "дом этот принадлежит к числу лучших и прекраснейших домов Москвы".

Усадьба Бобринских:

Генплан. Экспликация: 1 - Главный дом. 2 - Восточный флигель. 3 -Западный флигель. 4 - Декоративные стенки. 5 - Скульптуры «Парис» и «Елена». 6 - Ограда с воротами. 7 -Служебный корпус. 8 - Поздние постройки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: